Думаю вы слышали об IQ, EI - тоже самое, только про эмоции человека. Зачем он нужен ? В основном, он определяет взаимоотношение личности с обществом и сосуществованием в социуме. Основным компонентом служит «эмпатия», данное понятие определяет способность человека понимать эмоции другого человека. Считается, что человек больше адаптирован в среде при наличии такого важного навыка, как «эмпатия». И да, это понятие становится не таким абстрактным, если разобрать как человек взаимодействует с окружением. Имеется несколько пунктов.
- Восприятие - то, как мы через лица, голоса, рисунки и культурные аспекты воспринимаем эмоции. Забавно, что сюда же будет относится восприятие собственных.
- Использование «эмоций» - довольно абстрактный пункт, который отражает «владение» своими эмоциями в различных жизненных ситуациях
- Понимание эмоций - мало того, что приходится свои знать довольно хорошо, так еще и чужие ( с учетом, что на других мы всегда смотрим через призму собственных эмоций, сложно, не правда ли ? )
- Управление эмоциями - как своими (ближе к самообладанию) так и воздействовать на чужие ( погладить по головке и сказать нежные слова человеку, у которого в жизни что-то произошло)
Собственно как можно понять из пунктов, перечисленных выше, важна эмоциональная сторона как своя, так и чужая. Все это с нами на протяжении всей нашей жизни и тут кроется много подводных камней. Тема для описания слишком обширная и про это проще прочитать в книгах, но приведу несколько пояснительных примеров. Вспомните сколько раз в детстве нас ругали родители из-за невыполненных домашних заданий или что мы слишком много времени уделяем развлечениям. Вспомните, что вы чувствовали в такие моменты ? Думаю первое на ум приходит - обида. Человеку неприятно когда его ругают, но что стоит за этим ? Быть может, родители так поступали из-за того, что переживают за ваше будущее. В такие моменты и раскрывается истинный смысл эмпатии, мы должны понимать мотив человека, по какой причине он поступает так, как поступает. И таких ситуаций в нашей жизни море, преподаватель что сорвался на студентах из-за личных проблем. Начальник, которого пугает выполнение плана и из-за этого он пытается агрессивно «простимулировать» работников. Да и мы сами, у которых в уме быть может и «помочь» человеку, но наш собеседник из-за неправильных выбранных слов или жестов совершенно этого не понимает.
- Намерение
- Действие
- Значение
Три столпа, что следует понять.
Немаловажным является интроверсия и экстраверсия. Человеку нужно понять, чью сторону он занимает, Либо он интроверт, который достаточно хорошо понимает свои эмоции, знает причину их возникновения и что с ними делать, но встает в ступор при столкновении с другими людьми, потому что чисто на внутреннем уровне, его способность к общению с кем-то, кроме себя, близких родственников и 1-2 друзей крайне низкая. В такой ситуации и решение «проблемы» будет строится на других принципах. Либо мы берем экстраверта, чьи способности взаимодействовать с людьми в разы круче, но времени на понимание собственных эмоций остается меньше. Так что здесь ваши действия для «решения» также будут отличаться.
Более подробно можно узнать из книги Гоулмана ( считается, что он первооткрыватель и у него имеется тест, который вы можете пройти ). Подобный тест имеется у Холла. По ним вы сможете более подробно анализировать свои характеристики и к чему вам нужно стремится. Думаю у вас все получится, ведь зная свои минусы и плюсы, будет больше понимание что с этим делать дальше. Удачи вам в этом.