Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли лекциям место в современном образовании?

Сейчас много говорят об обучении через действие, интерактиве, командной работе над проектами. А есть ли место в этом процессе старым добрым лекциям?

И если да, то как и для чего их можно использовать?

Я сейчас и о вузовском образовании, и об онлайн-курсах для взрослых.

ОбразованиеВысшее образование+1
Дара Бухтоярова
  ·   · 10,7 K
Сервис онлайн-образования  · 27 июн 2021  · practicum.yandex.ru
Отвечает
Andrey Melnichenko

Да, конечно, если в конкретном случае лекция — лучший способ достичь целей и учесть все ограничения. Важно при этом делать взаимодействие на них двусторонним — чтобы и студенты реагировали, задавали и отвечали на вопросы.

Когда и почему лекциям есть место

Тут, конечно, первым делом нужно договориться, что считаем лекцией. Это только про формат (я говорю, вы слушаете), про длительность (а если занятие 30 минут — это лекция) или о чём-то ещё?

В целом же лекция — это формат, instructional strategy, как их называют в педдизайне за рубежом. Ниже на картинке — стратегии, распределённые по типам.

unnamed (2).jpg

Общее правило выбора — нет стратегии, которая во всех случаях подойдёт → нужно выбирать под свои вводные. Какие вводные нужно рассматривать: цели активности, специфика контента, экспертиза студентов в теме, этап курса, динамика группы, синхронность/ассинхронность обучения, доступное время, что будет до и после активности, etc.

В этом плане лекции стоит брать, когда вам нужно за ограниченный период времени передать новичкам в теме объёмную часть информации, в которой важно сразу напрямую рассказать про основные концепты, их связи, связи с изученным раньше, распространённые ошибки и неправильные представления о теме.

А лекции работают вообще?

По картинке выше можно увидеть, что лекция относится к разделу Direct Instructions — когда преподаватель/учебная система напрямую даёт материал о том, какие концепты есть в теме, как связаны, как что-то делать, что можно из этого получить.

В этом смысл direct instructions — противовес Indirect Instructions — методикам, форматам и подходам, когда преподаватель не даёт все напрямую, а даёт условия, в которых студенты должны полностью или частично сами дойти до нужной информации (обучение через опыт, ролевые игры, изучение кейсов, etc).

В исследовательской и образовательной тусовке за рубежом до сих пор спорят, что же работает лучше. Одна из точек компромисса признанных исследователей и практиков — direct instructions работают и их незаслуженно отодвигают на второй план (источник-1, источник-2).

image.png

Из практики могу сказать, что direct instructions подойдут, конечно, для разных студентов (по уровню знакомства с темой, целям) и на разных этапах курса, но особенно хорошо для новичков. Причина — у них ещё может нет быть достаточно знаний, навыков по теме и учебной самостоятельности, открытости и чувства безопасности на курсе, чтобы вовлекаться в более открытые и челленджевые форматы.

Какой и почему делать лекцию, чтобы лучше работала как формат

Пусть у вас будет и лекция, она не должна быть полностью пассивным для студентов получением информации. Причин несколько:

  • люди не способны бесконечно фокусировать внимание на однообразии. Поэтому если не менять формат взаимодействия и подачи контента (слушаем/читаем, текст/видео, слушаем/говорим/делаем), студентов потеряем. Раньше говорили про правило «смена деятельности раз в 10-20 минут (онлайн/офлайн). Сейчас, думаю, и того меньше может быть у людей, активно юзающих соцсети и другие информационные источники.
  • чтобы информация запомнилась хотя бы первично (перешла в долгосрочную память), человеку с ней нужно сразу после получения как-то поработать (законспектировать основное, подумать, применить, соединить с уже известным, etc). В лекции формата «я говорю 1-2 часа, вы слушаете» происходит обратное: я даю вам кусок информации, затем другой, затем третий, затём ещё и в подарок ещё кусок.
  • кроме самой передачи информации, в таком занятии должны быть элементы, помогающие студентам вписать материал лекции (=нового знания) в уже им известное, соединить одно с другим: помочь вспомнить релевантные имеющиеся знания, показать примеры, попробовать применить. Для удобство можно использовать «9 событий Ганье» — список элементов, которые должны быть в уроке, согласно образовательному психологу Роберту Ганье.
Gagnes-Nine-Events-of-Instruction.png

Поэтому оптимально, если лекция будет перемежёвываться раз в 10-20 минут взаимодействиями с аудиторией (чтобы как можно больше слушателей вовлекались = имели возможность поработать с информацией). Это может быть просто вопрос в зал, активность типа think-pair-share, небольшое индивидуальное или групповое упражнение (идеи активностей можно найти в библиотеках методик: sessionlab.com/library, toolbox.hyperisland.com).

Выбрать профессию в Яндекс Практикуме и попробовать себя в новой ролиПерейти на praktikum.yandex.ru
1 эксперт согласен
Создание и оценка системы научного сопровождения с...  · 1 июл 2022
По моему опыту, чем больше эксклюзивных исследовательских элементов содержит материал, разработанный в проактивной исследовательской концепции и и продуктивном подходе, тем больше потребность в его именно лекционном изложении. Б... Читать далее
3 эксперта согласны
В лекции 80% значимости имеет не столько текст, сколько личность лектора.
Эксперт в сфере образования за рубежом. Личный...  · 30 июн 2022  · youtube.com/smapse
Вопрос о месте и роли лекций в современной системе образования является дискуссионным. С одной стороны, цифровизация, интернет, дистант (удаленка), электронные учебно-методические комплексы по каждому предмету в образовательных... Читать далее
Эксперт ведущего агентства зарубежного образования.Перейти на smapse.ru
2 эксперта согласны
Пересказывание книг бесполезно. Классические предметы- физика, математика, химия не меняются . Другое дело -... Читать дальше
Учительница, консультантка в сфере образования  · 6 апр 2021  · bit.ly/3fmtB56
Как интересно поразмышлять над этим вопросом! Мне кажется, интерактивность - это такая шкала, где на каждой точке располагаются разные виды подачи контента. И крайним полюсом неинтерактивности была бы даже не лекция, а... Читать далее
1 эксперт согласен
Как здорово про шкалу интерактивности! Мне очень нравится эта идея. Интересно, наверное, она где-то уже существует... Читать дальше
Чурина Неля - бизнес-тренер, методолог, спикер, ме...  · 24 июн 2021  · nchurina.com
Отвечает
Неля Чурина
Если говорить, что привычный формат лекции, когда преподаватель читает текст, а студенты переписывают услышанное, то такому формату мало места. Если же предусмотреть формат перевернутого обучения, добавить дискуссии... Читать далее
Неля Чурина - тренер-методолог, спикер Подробнее - https://nchurina.com/Перейти на nchurina.com
1 эксперт согласен
Предприниматель, эксперт по управлению в сфере онл...  · 1 июл 2022  · schoolofprojects.ru/victor
Так много говорят о новых форматах обучения и внедряют их не просто так. Причин миллион, вот несколько навскидку: интерес для учеников, выше доходимость курсов, конкурентное преимущество, больше возможностей донесения... Читать далее
Менеджмент - искусство добиваться своих целей чужими рукамиПерейти на schoolofprojects.ru/management
Вы очень глубоко ошибаетесь. Настолько методологически глубоко, что это это непозволительно если работать... Читать дальше
Образование - химфак МГУ; фармакокинетика...  · 20 апр 2021
Есть. Для отдельных лекций, которые читают интересные лекторы, или поднимаются интересные темы, ещё не нашедшие отражения в учебниках. Или лекции знаменитостей, которых более живьём не увидеть. А вот при текущем процессе... Читать далее
1 эксперт согласен
Почему-то текст обрезался. Продолжение: Образование on line мне совершенно не нравится. В целом. То, что можно... Читать дальше
Электромонтажник, имею ряд научных статей по...  · 23 июн 2021
Я не педагог, но в своей жизни доводилось учить других. Но почему бы не вспомнить классику, что у людей преобладает различная память: зрительная, слуховая, кинестетическая? И лекция как раз направлена на последние две. Конечно... Читать далее
Психолог, преподаватель психологии.  · 24 июн 2021
А куда ж они денутся? Ведь даже чтобы объяснить, как забить гвоздь, нужно рассказать, что это делать лучше молотком, что у молотка есть ручка, за которую надо держать и т.д. Про молоток, правда мы объясняем ребенку в дошкольном... Читать далее
Репетитор, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, русский язык, л...  · 7 окт 2021
Лекции сейчас тоже интерактивные, а лекторы активно вовлекают в ПО всех присутствующих. Даже еще более жестко, чем в реале. Только читать лекции должны яркие и талантливые - а это уже от руководства зависит. Нужно хорошо... Читать далее