Сейчас много говорят об обучении через действие, интерактиве, командной работе над проектами. А есть ли место в этом процессе старым добрым лекциям?
И если да, то как и для чего их можно использовать?
Я сейчас и о вузовском образовании, и об онлайн-курсах для взрослых.
Да, конечно, если в конкретном случае лекция — лучший способ достичь целей и учесть все ограничения. Важно при этом делать взаимодействие на них двусторонним — чтобы и студенты реагировали, задавали и отвечали на вопросы.
Когда и почему лекциям есть место
Тут, конечно, первым делом нужно договориться, что считаем лекцией. Это только про формат (я говорю, вы слушаете), про длительность (а если занятие 30 минут — это лекция) или о чём-то ещё?
В целом же лекция — это формат, instructional strategy, как их называют в педдизайне за рубежом. Ниже на картинке — стратегии, распределённые по типам.
Общее правило выбора — нет стратегии, которая во всех случаях подойдёт → нужно выбирать под свои вводные. Какие вводные нужно рассматривать: цели активности, специфика контента, экспертиза студентов в теме, этап курса, динамика группы, синхронность/ассинхронность обучения, доступное время, что будет до и после активности, etc.
В этом плане лекции стоит брать, когда вам нужно за ограниченный период времени передать новичкам в теме объёмную часть информации, в которой важно сразу напрямую рассказать про основные концепты, их связи, связи с изученным раньше, распространённые ошибки и неправильные представления о теме.
А лекции работают вообще?
По картинке выше можно увидеть, что лекция относится к разделу Direct Instructions — когда преподаватель/учебная система напрямую даёт материал о том, какие концепты есть в теме, как связаны, как что-то делать, что можно из этого получить.
В этом смысл direct instructions — противовес Indirect Instructions — методикам, форматам и подходам, когда преподаватель не даёт все напрямую, а даёт условия, в которых студенты должны полностью или частично сами дойти до нужной информации (обучение через опыт, ролевые игры, изучение кейсов, etc).
В исследовательской и образовательной тусовке за рубежом до сих пор спорят, что же работает лучше. Одна из точек компромисса признанных исследователей и практиков — direct instructions работают и их незаслуженно отодвигают на второй план (источник-1, источник-2).
Из практики могу сказать, что direct instructions подойдут, конечно, для разных студентов (по уровню знакомства с темой, целям) и на разных этапах курса, но особенно хорошо для новичков. Причина — у них ещё может нет быть достаточно знаний, навыков по теме и учебной самостоятельности, открытости и чувства безопасности на курсе, чтобы вовлекаться в более открытые и челленджевые форматы.
Какой и почему делать лекцию, чтобы лучше работала как формат
Пусть у вас будет и лекция, она не должна быть полностью пассивным для студентов получением информации. Причин несколько:
Поэтому оптимально, если лекция будет перемежёвываться раз в 10-20 минут взаимодействиями с аудиторией (чтобы как можно больше слушателей вовлекались = имели возможность поработать с информацией). Это может быть просто вопрос в зал, активность типа think-pair-share, небольшое индивидуальное или групповое упражнение (идеи активностей можно найти в библиотеках методик: sessionlab.com/library, toolbox.hyperisland.com).