Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли лекциям место в современном образовании?

Сейчас много говорят об обучении через действие, интерактиве, командной работе над проектами. А есть ли место в этом процессе старым добрым лекциям?

И если да, то как и для чего их можно использовать?

Я сейчас и о вузовском образовании, и об онлайн-курсах для взрослых.

ОбразованиеВысшее образование+1
Дара Бухтоярова
  ·   · 10,7 K
Создание и оценка системы научного сопровождения с...  · 1 июл 2022
По моему опыту, чем больше эксклюзивных исследовательских элементов содержит материал, разработанный в проактивной исследовательской концепции и и продуктивном подходе, тем больше потребность в его именно лекционном изложении.
Быль: "Ну и студенты пошли. Раз рассказал. Не поняли. Два рассказал. Не поняли. На третий раз сам понял. А они всё ещё поняли…
Лекция это продолжение научного исследования в достаточно хорошем эмоциональном настрое исследователя и аудитории в условиях публичного внимания к нему и его профессиональному увлечению. Это новые озарения, обращение к ранее незамеченным фактам, новая актуализация и визуализация проблемы, привлечение к случаю новых методических инструментов, новые закономерности и новые расчёты. Потому есть шанс получить принципиально новые более достоверные и точные, верифицированные результаты.
В ходе лекции материалы авторских исследований приобретают проверенную более чёткую понятийную, математическую и наглядную интерпретацию.
Неплохо под впечатлением сразу после лекции прямо в перерыве её переписать и отредактировать, а не заниматься специально выделением особого времени на написание научных и методических публикаций. Всё получается, как бы само собой. Тогда будешь успевать всё. Не будешь "думать на ходу по средине улицы". Не будешь специально готовиться к занятиям. Останется время на себя,  семью, дом, друзей и отдых. Можно не шокировать окружающих постоянной нехваткой времени и образом жизни по "Синдрому Диогена". Исследовательская лекция и всё остальное делается одним действием. Высокая степень готовности к работе в исследовательском режиме позволяет, как хорошему музыканту, "играть с листа". Достаточно дополнительно приобщиться к техникам "Тайм-менеджмент" и целенаправленно вести научное исследование и обучение, во всю используя исследовательский потенциал лекций. 
Есть формы проведения лекций с участием слушателей в образовательном процессе творчески, активно и конкурентно. 
Неплохо, если лекция находит продолжение в имитационно-исследовательских моделях учебно-тренировочных комплексов, направленных на достижение предполагаемого ощущаемого, прогнозируемого, гарантируемого, измеряемого, подтверждаемого и повторяемого общественно значимого системного  социально-экономического (инновационного) результата трансформации.
Неплохо, если обучаемые параллельно с обучением участвуют в активном производственном (полевом) эксперименте. В наблюдениях, сборе, подготовке и обработке данных.
Неплохо, если научное исследование дополнено систематически выверенными методами самообучения.
Всё это вместе даёт положительные посылы к обучению и самостоятельным уверенным профессиональным действиям.
Для материалов же, содержащих определённую профессиональную устойчивую  культуру выполнения процессов достаточно хороши просмотры видео, инструктажи на рабочем месте, тренировки под наблюдением инструктора. Часто наиболее успевающего студента, уже исполняющего всю сумму необходимых типовых действий одним движением в стиле "alla prima !"
Думаю, не следует перегружать лекции концептуальными разговорами В стиле "А если бы он вёз патроны?", сведениями о типовых процессах и действиях и сермяжными советами и рекомендациями. Надо представлять только материалы, имеющие научную и практическую новизну, подтверждаемую достоверность и точность.
Не могу сказать, что это что-то особенно новое. Всё это уже было в том или ином виде в традициях российского высшего инженерного образования.
С уважением. Александр.
3 эксперта согласны
В лекции 80% значимости имеет не столько текст, сколько личность лектора.
Эксперт в сфере образования за рубежом. Личный...  · 30 июн 2022  · youtube.com/smapse
Вопрос о месте и роли лекций в современной системе образования является дискуссионным. С одной стороны, цифровизация, интернет, дистант (удаленка), электронные учебно-методические комплексы по каждому предмету в образовательных... Читать далее
Эксперт ведущего агентства зарубежного образования.Перейти на smapse.ru
2 эксперта согласны
Пересказывание книг бесполезно. Классические предметы- физика, математика, химия не меняются . Другое дело -... Читать дальше
Сервис онлайн-образования  · 27 июн 2021  · practicum.yandex.ru
Отвечает
Andrey Melnichenko
Да, конечно, если в конкретном случае лекция — лучший способ достичь целей и учесть все ограничения. Важно при этом делать взаимодействие на них двусторонним — чтобы и студенты реагировали, задавали и отвечали на вопросы. Когда... Читать далее
Выбрать профессию в Яндекс Практикуме и попробовать себя в новой ролиПерейти на praktikum.yandex.ru
1 эксперт согласен
Учительница, консультантка в сфере образования  · 6 апр 2021  · bit.ly/3fmtB56
Как интересно поразмышлять над этим вопросом! Мне кажется, интерактивность - это такая шкала, где на каждой точке располагаются разные виды подачи контента. И крайним полюсом неинтерактивности была бы даже не лекция, а... Читать далее
1 эксперт согласен
Как здорово про шкалу интерактивности! Мне очень нравится эта идея. Интересно, наверное, она где-то уже существует... Читать дальше
Чурина Неля - бизнес-тренер, методолог, спикер, ме...  · 24 июн 2021  · nchurina.com
Отвечает
Неля Чурина
Если говорить, что привычный формат лекции, когда преподаватель читает текст, а студенты переписывают услышанное, то такому формату мало места. Если же предусмотреть формат перевернутого обучения, добавить дискуссии... Читать далее
Неля Чурина - тренер-методолог, спикер Подробнее - https://nchurina.com/Перейти на nchurina.com
1 эксперт согласен
Предприниматель, эксперт по управлению в сфере онл...  · 1 июл 2022  · schoolofprojects.ru/victor
Так много говорят о новых форматах обучения и внедряют их не просто так. Причин миллион, вот несколько навскидку: интерес для учеников, выше доходимость курсов, конкурентное преимущество, больше возможностей донесения... Читать далее
Менеджмент - искусство добиваться своих целей чужими рукамиПерейти на schoolofprojects.ru/management
Вы очень глубоко ошибаетесь. Настолько методологически глубоко, что это это непозволительно если работать... Читать дальше
Образование - химфак МГУ; фармакокинетика...  · 20 апр 2021
Есть. Для отдельных лекций, которые читают интересные лекторы, или поднимаются интересные темы, ещё не нашедшие отражения в учебниках. Или лекции знаменитостей, которых более живьём не увидеть. А вот при текущем процессе... Читать далее
1 эксперт согласен
Почему-то текст обрезался. Продолжение: Образование on line мне совершенно не нравится. В целом. То, что можно... Читать дальше
Электромонтажник, имею ряд научных статей по...  · 23 июн 2021
Я не педагог, но в своей жизни доводилось учить других. Но почему бы не вспомнить классику, что у людей преобладает различная память: зрительная, слуховая, кинестетическая? И лекция как раз направлена на последние две. Конечно... Читать далее
Психолог, преподаватель психологии.  · 24 июн 2021
А куда ж они денутся? Ведь даже чтобы объяснить, как забить гвоздь, нужно рассказать, что это делать лучше молотком, что у молотка есть ручка, за которую надо держать и т.д. Про молоток, правда мы объясняем ребенку в дошкольном... Читать далее
Репетитор, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, русский язык, л...  · 7 окт 2021
Лекции сейчас тоже интерактивные, а лекторы активно вовлекают в ПО всех присутствующих. Даже еще более жестко, чем в реале. Только читать лекции должны яркие и талантливые - а это уже от руководства зависит. Нужно хорошо... Читать далее