По моему опыту, чем больше эксклюзивных исследовательских элементов содержит материал, разработанный в проактивной исследовательской концепции и и продуктивном подходе, тем больше потребность в его именно лекционном изложении.
Быль: "Ну и студенты пошли. Раз рассказал. Не поняли. Два рассказал. Не поняли. На третий раз сам понял. А они всё ещё поняли…
Лекция это продолжение научного исследования в достаточно хорошем эмоциональном настрое исследователя и аудитории в условиях публичного внимания к нему и его профессиональному увлечению. Это новые озарения, обращение к ранее незамеченным фактам, новая актуализация и визуализация проблемы, привлечение к случаю новых методических инструментов, новые закономерности и новые расчёты. Потому есть шанс получить принципиально новые более достоверные и точные, верифицированные результаты.
В ходе лекции материалы авторских исследований приобретают проверенную более чёткую понятийную, математическую и наглядную интерпретацию.
Неплохо под впечатлением сразу после лекции прямо в перерыве её переписать и отредактировать, а не заниматься специально выделением особого времени на написание научных и методических публикаций. Всё получается, как бы само собой. Тогда будешь успевать всё. Не будешь "думать на ходу по средине улицы". Не будешь специально готовиться к занятиям. Останется время на себя, семью, дом, друзей и отдых. Можно не шокировать окружающих постоянной нехваткой времени и образом жизни по "Синдрому Диогена". Исследовательская лекция и всё остальное делается одним действием. Высокая степень готовности к работе в исследовательском режиме позволяет, как хорошему музыканту, "играть с листа". Достаточно дополнительно приобщиться к техникам "Тайм-менеджмент" и целенаправленно вести научное исследование и обучение, во всю используя исследовательский потенциал лекций.
Есть формы проведения лекций с участием слушателей в образовательном процессе творчески, активно и конкурентно.
Неплохо, если лекция находит продолжение в имитационно-исследовательских моделях учебно-тренировочных комплексов, направленных на достижение предполагаемого ощущаемого, прогнозируемого, гарантируемого, измеряемого, подтверждаемого и повторяемого общественно значимого системного социально-экономического (инновационного) результата трансформации.
Неплохо, если обучаемые параллельно с обучением участвуют в активном производственном (полевом) эксперименте. В наблюдениях, сборе, подготовке и обработке данных.
Неплохо, если научное исследование дополнено систематически выверенными методами самообучения.
Всё это вместе даёт положительные посылы к обучению и самостоятельным уверенным профессиональным действиям.
Для материалов же, содержащих определённую профессиональную устойчивую культуру выполнения процессов достаточно хороши просмотры видео, инструктажи на рабочем месте, тренировки под наблюдением инструктора. Часто наиболее успевающего студента, уже исполняющего всю сумму необходимых типовых действий одним движением в стиле "alla prima !"
Думаю, не следует перегружать лекции концептуальными разговорами В стиле "А если бы он вёз патроны?", сведениями о типовых процессах и действиях и сермяжными советами и рекомендациями. Надо представлять только материалы, имеющие научную и практическую новизну, подтверждаемую достоверность и точность.
Не могу сказать, что это что-то особенно новое. Всё это уже было в том или ином виде в традициях российского высшего инженерного образования.
С уважением. Александр.