Вопрос о месте и роли лекций в современной системе образования является дискуссионным. С одной стороны, цифровизация, интернет, дистант (удаленка), электронные учебно-методические комплексы по каждому предмету в образовательных учреждениях ставят под сомнение уместность лекций, роль преподавателя сводится к функции простого консультанта.
С другой – проблемы в систематизации огромного количества информации для обучающихся и равномерного ее распределения в течение семестра (полугодия) или учебного года свидетельствуют о необходимости контакта с преподавателями (лекторами). К тому же не по всем дисциплинам есть соответствующая литература. Быстро меняющаяся парадигма образования меняет стереотипы мышления, появляются новые теории, методы исследования, стандарты — все это, в свою очередь, требует новых обобщений и адаптации на практике.
Другая сторона проблемы — что должно быть приоритетной темой для лекций и для какого контингента их читать (первокурсникам или студентам старших курсов?). К примеру, в образовательном механизме большинства вузов мира (в том числе и России) четко прослеживается тенденция к сокращению общего количества лекций и переноса акцента на обзорные занятия для студентов первых курсов. Как правило, на таких лекциях формулируются основные (базовые) понятия и термины, рассматривается структура учебного курса, рассматриваются последние достижения в данной сфере научного знания. Таким образом реализуется принцип так называемого опережающего обучения. Главной целью подобных занятий является осмысление, понимание предлагаемой информации.
В то же время никто не отменял в учебных планах такой раздел, как спецкурсы для студентов старших курсов! Здесь никак не обойтись без лекций, главным содержанием которых является обсуждение (диалог) актуальных проблем науки. Понятно, что лекции не могут охватить весь материал по данному предмету, однако совершенно очевидна необходимость систематизации предлагаемого студентам материала.
В данных условиях, несмотря на то, что ведущая роль лекций в организации учебного процесса в образовательных учреждениях снижается, полный отказ от них кажется преждевременным.