Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Есть ли лекциям место в современном образовании?

Сейчас много говорят об обучении через действие, интерактиве, командной работе над проектами. А есть ли место в этом процессе старым добрым лекциям?

И если да, то как и для чего их можно использовать?

Я сейчас и о вузовском образовании, и об онлайн-курсах для взрослых.

ОбразованиеВысшее образование+1
Дара Бухтоярова
  ·   · 10,7 K
Эксперт в сфере образования за рубежом. Личный...  · 30 июн 2022  · youtube.com/smapse
Вопрос о месте и роли лекций в современной системе образования является дискуссионным. С одной стороны, цифровизация, интернет, дистант (удаленка), электронные учебно-методические комплексы по каждому предмету в образовательных учреждениях ставят под сомнение уместность лекций, роль преподавателя сводится к функции простого консультанта.
С другой – проблемы в систематизации огромного количества информации для обучающихся и равномерного ее распределения в течение семестра (полугодия) или учебного года свидетельствуют о необходимости контакта с преподавателями (лекторами). К тому же не по всем дисциплинам есть соответствующая литература. Быстро меняющаяся парадигма образования меняет стереотипы мышления, появляются новые теории, методы исследования, стандарты — все это, в свою очередь, требует новых обобщений и адаптации на практике.
Другая сторона проблемы — что должно быть приоритетной темой для лекций и для какого контингента их читать (первокурсникам или студентам старших курсов?). К примеру, в образовательном механизме большинства вузов мира (в том числе и России) четко прослеживается тенденция к сокращению общего количества лекций и переноса акцента на обзорные занятия для студентов первых курсов. Как правило, на таких лекциях формулируются основные (базовые) понятия и термины, рассматривается структура учебного курса, рассматриваются последние достижения в данной сфере научного знания. Таким образом реализуется принцип так называемого опережающего обучения. Главной целью подобных занятий является осмысление, понимание предлагаемой информации.
В то же время никто не отменял в учебных планах такой раздел, как спецкурсы для студентов старших курсов! Здесь никак не обойтись без лекций, главным содержанием которых является обсуждение (диалог) актуальных проблем науки. Понятно, что лекции не могут охватить весь материал по данному предмету, однако совершенно очевидна необходимость систематизации предлагаемого студентам материала.
В данных условиях, несмотря на то, что ведущая роль лекций в организации учебного процесса в образовательных учреждениях снижается, полный отказ от них кажется преждевременным.
Эксперт ведущего агентства зарубежного образования.Перейти на smapse.ru
2 эксперта согласны
Пересказывание книг бесполезно. Классические предметы- физика, математика, химия не меняются . Другое дело -... Читать дальше
Создание и оценка системы научного сопровождения с...  · 1 июл 2022
По моему опыту, чем больше эксклюзивных исследовательских элементов содержит материал, разработанный в проактивной исследовательской концепции и и продуктивном подходе, тем больше потребность в его именно лекционном изложении. Б... Читать далее
3 эксперта согласны
В лекции 80% значимости имеет не столько текст, сколько личность лектора.
Сервис онлайн-образования  · 27 июн 2021  · practicum.yandex.ru
Отвечает
Andrey Melnichenko
Да, конечно, если в конкретном случае лекция — лучший способ достичь целей и учесть все ограничения. Важно при этом делать взаимодействие на них двусторонним — чтобы и студенты реагировали, задавали и отвечали на вопросы. Когда... Читать далее
Выбрать профессию в Яндекс Практикуме и попробовать себя в новой ролиПерейти на praktikum.yandex.ru
1 эксперт согласен
Учительница, консультантка в сфере образования  · 6 апр 2021  · bit.ly/3fmtB56
Как интересно поразмышлять над этим вопросом! Мне кажется, интерактивность - это такая шкала, где на каждой точке располагаются разные виды подачи контента. И крайним полюсом неинтерактивности была бы даже не лекция, а... Читать далее
1 эксперт согласен
Как здорово про шкалу интерактивности! Мне очень нравится эта идея. Интересно, наверное, она где-то уже существует... Читать дальше
Чурина Неля - бизнес-тренер, методолог, спикер, ме...  · 24 июн 2021  · nchurina.com
Отвечает
Неля Чурина
Если говорить, что привычный формат лекции, когда преподаватель читает текст, а студенты переписывают услышанное, то такому формату мало места. Если же предусмотреть формат перевернутого обучения, добавить дискуссии... Читать далее
Неля Чурина - тренер-методолог, спикер Подробнее - https://nchurina.com/Перейти на nchurina.com
1 эксперт согласен
Предприниматель, эксперт по управлению в сфере онл...  · 1 июл 2022  · schoolofprojects.ru/victor
Так много говорят о новых форматах обучения и внедряют их не просто так. Причин миллион, вот несколько навскидку: интерес для учеников, выше доходимость курсов, конкурентное преимущество, больше возможностей донесения... Читать далее
Менеджмент - искусство добиваться своих целей чужими рукамиПерейти на schoolofprojects.ru/management
Вы очень глубоко ошибаетесь. Настолько методологически глубоко, что это это непозволительно если работать... Читать дальше
Образование - химфак МГУ; фармакокинетика...  · 20 апр 2021
Есть. Для отдельных лекций, которые читают интересные лекторы, или поднимаются интересные темы, ещё не нашедшие отражения в учебниках. Или лекции знаменитостей, которых более живьём не увидеть. А вот при текущем процессе... Читать далее
1 эксперт согласен
Почему-то текст обрезался. Продолжение: Образование on line мне совершенно не нравится. В целом. То, что можно... Читать дальше
Электромонтажник, имею ряд научных статей по...  · 23 июн 2021
Я не педагог, но в своей жизни доводилось учить других. Но почему бы не вспомнить классику, что у людей преобладает различная память: зрительная, слуховая, кинестетическая? И лекция как раз направлена на последние две. Конечно... Читать далее
Психолог, преподаватель психологии.  · 24 июн 2021
А куда ж они денутся? Ведь даже чтобы объяснить, как забить гвоздь, нужно рассказать, что это делать лучше молотком, что у молотка есть ручка, за которую надо держать и т.д. Про молоток, правда мы объясняем ребенку в дошкольном... Читать далее
Репетитор, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, русский язык, л...  · 7 окт 2021
Лекции сейчас тоже интерактивные, а лекторы активно вовлекают в ПО всех присутствующих. Даже еще более жестко, чем в реале. Только читать лекции должны яркие и талантливые - а это уже от руководства зависит. Нужно хорошо... Читать далее