Крестьянство в Европе исчезало постепенно на протяжении веков, причем неравномерно. Если на западе помещики стали переводить крестьян в арендаторы начиная с 13 века, то в восточноевропейских странах они существовали до века девятнадцатого. Вместе с крепостничеством.
При этом надо понимать, что само понятие "крестьянин" в западной Европе и на Руси имеет разную этимологию. Например, английское peasant происходит от французского слова païsant 15-го века, означающего выходец из pays, или сельской местности; в конечном счете, от латинского pagus, что означало "отдаленная местность". В современных английском и французском языках peasant и paysan не означают принадлежность к классу земледельцев, а означают "грубиян, деревенщина".
Слово "крестьянин" на Руси произошло от слова «христианин». Мало-помалу новая религия стала главной отличительной чертой, по которой оседлые пахари-русичи отделяли себя от соседей — «нехристей» и язычников. Название «христианин» стало постепенно синонимом слов «русский землепашец»: соседи-то были где скотоводами-кочевниками, где охотниками-собирателями. Впоследствии произошло закрепощение крестьян и это слово стало обозначать подневольного труженика вообще. Так, например, на казенных заводах трудились казенные крестьяне. Благодаря марксистам крестьянство, как земледельцы, стало называться общественным классом.
По определению марксистов крестьянство является классом мелких собственников, поэтому их судьба при социализме была предрешена. Пролетаризацию крестьянства по заветам Ленина следовало начать с кооперации. Что и было выполнено при Сталине. Колхозы создавались как из идеологических, так и из политических соображений. Они сразу превратились в некую госструктуру, откуда можно было брать сколько угодно, оставляя труженикам минимум на житье-бытье. Завершил пролетаризацию крестьянства Хрущев, преобразовав колхозы в совхозы.
По-другому складывалась судьба западноевропейских крестьян. Но тоже весьма несладко. Крепостная зависимость там была довольно слабой и постепенно заменялась системой арендной платы. Фермеры были лично свободными людьми, но привязаны к своему арендодателю экономически. Раскрестьянивание началось в Англии в 15 веке и носило характер сгона арендаторов с земли. Из экономических соображений было выгодно превратить пашни в пастбища, разводить овец и торговать шерстью и шерстяными изделиями. А вот прядильщиков и ткачей даже приглашали из-за границы. А крестьяне превратились в бродяг и нищих - пауперов, как писали в наших учебниках. Кстати, на английском это слово звучит иначе, как "попа". Эти «лишние люди» впоследствии и создали Британскую империю, заселив Северную Америку, Австралию, Новую Зеландию, покорив Индию. Развитие мануфактур привело к машинному производству – основе современной цивилизации.
Индустриализация в Европе шла с запада на восток, и вскоре, чтобы не отстать, необходимые реформы были предприняты в других странах. Правда, во Франции для этого потребовалась кровавая революция. Гильотину тоже можно считать примером машинного производства, как и ткацкий станок.
Иногда индустриализация весьма удачно проводилась «сверху». Например, в Германии. В страну привлекались финансовые и технические специалисты, поощрялась наука и инженерное дело. Так попутно возник и пресловутый «еврейский вопрос».
России не повезло. «Индустриализация», начатая Петром Первым основывалась все на том те крепостническом подневольном труде. Даже на частных мануфактурах трудились крепостные крестьяне. Это и определило роль России как вечно отстающей и догоняющей державы. Все реформы постоянно запаздывали. Свободное предпринимательство и инициатива, едва начав развиваться после отмены крепостного права, заглохли в Советском Союзе. Перестройка практически не привела к смене элит: чиновники всегда стремятся управлять по-старому, командным методом. Если вы думаете, что современные недостатки России происходят от капитализма, вы ошибаетесь. Нет никакого капитализма в РФ. Страна на «ручном управлении». Без окрика сверху мало что делается. Мы опять строим помесь Российской Империи с Советским Союзом.