Здравствуйте, Наташа.
Во время тревоги списки не работают. Скорее даже усугубляют ее.
Если нужно уменьшить тревогу, то
- для начала, измерьте ее по шкале от 0 до 10. Этот процесс сам по себе дает вашему бессознательному механиизм управления тревогой, т.к. ВЫ совершаете НАД НЕЙ действие, оценивая ее, т.е уже управляете ей. (а возможно одно из двух либо она вами, либо вы ей. И то и другое сразу не бывает).
- обязательно дайте телу двигаться. Некоторые в тревожном состоянии застывают в одной позе и гоняют в голове мысли, тем самым усиливая. тревогу. Важно дать телу движение, можно даже в ритме тревоги, с целью выразить ее телесно, либо выйти на улицу и идти. Ходьба всегда усиливает порядок и структурирует, успокаивает. Полезно при этом наблюдать за дыханием (можно даже специально никак его не менять), просто дышать и наблюдать, затем обратить внимание на то, как ритм шагов соотносится с ритмом дыхания, либо как сгибаются и разгибаются ноги при ходьбе. Даже, если при ходьбе вы продолжаете о чем-то думать, то это будет происходить спокойнее и продуктивнее.
Все это сниижает тревогу и в том числе упорядочивает хаос, как внутри вас, так и мысли о внешнем хаосе.
Но если подходить к вопросу не поверхностно, а глубже, то оба эти симптома - тревога и ощущение хаоса вокруг, могут говорить о том, что человек двигается без цели, поэтому его внимание легко захватывается внешними стимулами, при этом теряется ощущение своих границ, чувство защищенности и управляемости. А внешнее ощущается как более сильное, чем " я сам". Поэтому здесь важно, прежде всего, проявить свою линию движения по направлению к цели. Пусть даже к небольшой. При этом появится и структура, и уйдет тревога.
Для сравнения можно привести пример с кораблем, попавшим в шторм. Если корабль просто болтается в море, как посудина с капитаном на борту, который никуда не плывет и ничем не управляет, то волны швыряют корабль куда попало, его может вынести на мель, перевернуть, вынести к любому берегу, где нельзя жить или разбить о скалы,и т.д. То, конечно, капитану внутри страшно, его волнует все происходящее вокруг. Если же на корабле есть капитан, который движет корабль к цели, а если есть цель, то есть и курс движения, есть карты, способы движения по курсу, есть порядок в движении (планы), есть управление, то и во время шторма корабль будет управляемым капитаном. А внимание будет распредлено лишь на то, что помогает или мешает достигать желаемого, остальное будет не важно, либо просто учитываться, если нужно.
Ну вот как-то так.
Удачи вам!