Не просто должен - обязан! Иначе обучение превращается в проформу, в тяжёлый и бесполезный труд и со стороны учителя и со стороны учащихся.
Дело в том, что у животных с высокоразвитой ЦНС, включая и человека - инстинктивные (подсознательные) программы обучения-научения основаны на восприятии знаний, только от УСПЕШНЫХ особей.
То есть, у детей человека, также как и у других детёнышей животных - имеются специальные блоки - не допускающие усвоения информации (а информация от учителя, подсознательно воспринимается как личный опыт жизни учителя), от неудачливых членов социума. Раз его опыт не привёл его к успеху - не приведёт и тебя!
Это опасный, ненужный опыт! И память отказывается работать с этой информацией. Аналитические центры мозга - не работают с ней эффективно. Всё забывается стремительно… Даже зазубренное с величайшим трудом!
Поэтому - либерализация процесса образования - это гибель образования…
Если государству не нужны образованные люди, то самый первый шаг к развалу образовательной системы - это лишение учителя права доминировать на уроке абсолютно. Это лишение его возможности демонстрировать материальную и социальную успешность в обществе. То есть для развала образования НЕОБХОДИМО сделать учителя малооплачиваемым, взнузданным мощным административным аппаратом, перегруженным ненужной отчётностью, строгим регламентом , вынужденным заниматься разнообразной внеучебной работой. В частности классным руководством и воспитательным процессом. Для этого нужны отдельные педагоги - с соответствующим образованием, не являющиеся предметниками.
А еще - сделаем учителя зависимым от мнения и поведения и учеников и их родителей! Заставим сутками сидеть в родительских чатах… Отчитываясь перед родителями за их же детей!
Будем обсуждать во что одеты учителя… Вообще - оденем их в униформу, приравняв к обслуживающему персоналу…
В таких условиях - никакая условная Марья Ивановна, будь она хоть сколь угодно прекрасным педагогом и талантливым предметником - ничему не сможет научить учащихся! Потому, что учащиеся на физиологическом уровне не смогут воспринимать даваемую ею информацию!
Особенно, если ещё подключатся родители - обсуждая дома учителей, в присутствии детей. Унижая статус учителя - ниже плинтуса. И окончательно ограничивая возможности своих детей к обучению.
Поэтому, если государству нужны образованные люди МАССОВО - то статус учителя в таком государстве - должен быть очень высоким. А его доминирование на уроке - непререкаемым. Его зарплата - значительно выше средней, а его свободное время - достаточным для отдыха и саморазвития. Личное пространство защищено от давления со стороны учащихся, родителей и даже администрации школы.
Только при таких условиях в школу пойдут успешные, самодостаточные и высокоранговые люди, способные эффективно обучать детей предметам. И только в таких условиях - дети будут эффективно усваивать знания.