Казалось бы, ответ очевиден – привязать заработную плату сотрудника к прибыли компании. Но есть несколько ограничений, которые делают этот механизм нерабочим:
- Не всегда связь между выполняемой работой и прибылью является линейной.
- Исключительно материальные методы мотивации перестали работать.
Сейчас результат дает только комплексный подход. Материальная и нематериальная мотивация должны быть неразрывно связаны.
Здесь раскроем тему нематериальной мотивации. Почему она так остро встала в последнее время? Это важно понимать, чтобы не пребывать в иллюзии, что волшебный KPI (ключевые показатели эффективности), который связывает финансовые показатели компании и доход сотрудника, способен всё решить. Наша страна сделала гигантский временной скачок в переходе от коллективного типа мышления к индивидуальному, к осознанию себя как субъекта со своими стремлениями, задачами и интересами. И именно это личное вышло на первый план в последние годы. Это выразилось в том, что людям важны смыслы. А значит и в получении прибыли компанией сотрудник должен видеть смысл.
Смысл № 1: Зачем компании прибыль?
Смысл № 2: Что лично я получу от того, что компания получит прибыль?
Ответы на смысл № 1 лежат в поле корпоративной культуры, приверженности и лояльности к компании. Что делать?
- Транслировать миссию компании и подкреплять ее реальными делами – показывая через это, что прибыль получается не ради прибыли, а для реализации целей более высокого порядка.
- Показывать роль сотрудника в реализации миссии - помогать ему найти смыслы через ответ на вопрос «ради чего бОльшего я это делаю?
- Формировать сильный HR-бренд – в вашей компании должно быть престижно работать.
Смысл № 2 частично раскрывается через реализацию себя в миссии компании, как описано выше. И еще важный инструмент – помогать сотруднику найти свое предназначение и связать его с конкретными шагами в организации.
Рабочими инструментами здесь являются коуч-сессии (но только добровольные, а не принудительные), стратегические и командные сессии. Эти или другие инструменты в совокупности должны решать задачу синхронизации личных целей сотрудника с прибылью организации.