Что им в ней не нравится?
Возможно, вопрос появился (или стал более актуальным) после недавних слов митрополита Иллариона и том, что он не доверяет психоаналитикам, т.к. метод психоанализа в том виде, в котором был когда-то сформулирован Фрейдом и практикуется многими современными психоаналитиками, имеет в основе своей ложные установки. Поэтому обращаться к психоаналитикам, по его мнению, верующим людям не следует. При этом владыка признаёт, что существует определённые психические проблемы, с которыми необходимо обращаться к психиатру.
Здесь, я думаю, важно понять весь контекст сказанного. Митрополита спросили, посещал ли он сам психоаналитика, приводя в пример историю человека, живущего на Западе, где практика обращения именно к психоаналитику за психологической помощью давно привычна и широко распространена.
И он отвечает на этот вопрос. И да, как для религиозного человека, для него неприемлемы идеи о сексуальных влечениях в классическом психоанализе, поэтому к психоаналитику он не видит правильным обращаться верующему человеку. Хотя, надо сказать, что есть современный психоанализ, и там всё не так "откровенно" и остро с этой темой, как у Фрейда.
А далее получается, что владыка под словом "психоаналитики" как будто "смешивает" понятия и подразумевает психологов и психотерапевтов иных направлений, работающих в других подходах. Т.е., "психоаналитики" - это вообще все психологи, и обращаться к ним верующим людям не стоит.
А к психиатру (желательно православному) - можно, если есть психические проблемы.
И тут надо говорить о разграничении психологических проблем у человека и психических.
В первом случае, человеку может помочь именно психолог (абсолютно не обязательно психоаналитик - выбор специалистов, работающих в разных терапевтических подходах, которых сейчас очень много, огромен).
А во втором - без помощи или консультации психиатра, зачастую, не обойтись.
Вывод мой такой. Прежде, чем что-то утверждать, надо об этом лучше узнать.)
Психологическая помощь не ограничивается только психоаналитиками. Не подходит по религиозным причинам психоанализ - есть огромное количество других специалистов- психологов, работающих в других подходах.
Выбор есть! А обобщать не стоит.
Отправлять всех людей, имеющих психологические проблемы, к психиатрам (даже православным) - это не есть грамотный совет. Психиатр - это врач, которые лечит заболевания, относящиеся к большой или малой психиатрии.
Если у человека подозрения на депрессию, навязчивые мысли и действия, тревожное расстройство...- имеет смысл обратиться к психиатру для постановки точного диагноза и назначения медикаментозной терапии, в случае её необходимости.
Но узко психиатрической помощью, консультацией, человек не может решить всех своих проблем.
Почему возникло то или иное чувство, та или иная проблема? После какого события?.. Что там произошло и какие непроговоренные, непризнанные и не отреагированные чувства "застряли" в теле?.. Что влияет на то, что проблема до сих пор не разрешилась?.. Какие есть варианты выхода из проблемы?..
И многие другие вопросы, на которые можно и нужно ответить в работе с психологом или психотерапевтом, но не врачом-психиатром.
Кроме того, есть огромное количество вопросов и тем, которые совсем не подразумевают обращение к психиатру.
Это трудности в семейных, супружеских и детско-родительских отношениях.
Это проблемы на работе, в школе, в коллективе.
Это нормативные и ненормативные кризисы в жизни человека (подростковый возраст, кризис среднего возраста, развод, расставание, измена, потеря, утрата...).
Это тема про неуверенность в себе, про сложность принимать решения и делать выбор.
И многие другие темы и проблемы, в которых может помочь разобраться и справиться с ними именно психолог, а не психиатр.
Хорошо сказано!Священники в большинстве отличные психологи,так же,как и другие "ловцы человеков"
Потому что конфессии привыкли объяснять многие вещи собственной религией а не механизмами в головах. Им кажется кощунственным, что многие их проявления и чувства с научной позиции не являются божьим промыслом, а самая обычная биологическая механика, поддающаяся исследованиям и закономерностям, тянущая хвосты в обыкновенную биологию и такую же обыкновенную химию.
Просто это нарушает целостную картину религиозных товарищей, ударяет по человекоцентричности и в целом, капитально бьёт как по свободе воли, так и по личной ответственности всего происходящего (условно, не бесы/дэвы запутали/заставили меня что-то сделать, а это я сам, и совсем по другим причинам).
Конфессии черпают свой опыт из древних книг, например из библии, в которых описаны все житейские ситуации, включая психологию и много тысячелетний опыт человечества. А психологи живут собственной человечьей мудростью и опираются на учебники современников или не слишком старинных авторов и поэтому знания психологов более поверхностны и менее достоверны.
Религия вырабатывает мировоззрение, которое затем и служит человеку той системой координат, в которой человек оценивает мир. Это ее основное назначение.
Но исторически так сложилось, что большая часть социальных наук и культура сформировано в либеральной, т.е. атеистической парадигме. Сделано это под внешним чутким руководством или "само так получилось", сейчас не суть важно. Важно то, что кто платит, тот и заказывает. Заказывали учение о социальной справедливости - пожалуйста, Маркс напишет. Заказывали новое счастье для всех - Ленин со Сталиным сделают. Заказывали либеральную философию, которая ничего, кроме фашизма родить не может - вот вам! Либеральную психологию, которая гарантировано сделает всех психами и подсадит на психотропы - вот оно, держите, не уроните.
Ясно дело, церковь озабочена, как бодро цивилизация в ад марширует. Против она.
А психологи что, они деньги делают, ничего личного. Чем больше психов, тем больше денег. Понятно, им не нравится, когда мешают.