Что им в ней не нравится?
Формально психология и религия - это явления-субституты (взаимозаменяемые "услуги"). То есть условное большинство вполне может выбирать без особой разборчивости то или другое в зависимости от цикла "повышение/снижение спроса". Собственного говоря, за внимание этого сегмента, неопределившегося и неразборчивого по существу, может идти конкуретная борьба. А в ней зачастую действует принцип "цель оправдывает средства".
Из этого следует, что конфликт создаётся людьми, чьё мышление и восприятие само недалеко ушло от профанного. Ведь, если я борюсь за симпатии тех, кто неспособен сделать самостоятельный и зрелый выбор и для этого пользуюсь жесткими манипуляциями, то моё сознание не видит в этом проблемы. Следствие этого - формирование круга лояльных последователей, ведомых на манипуляции. Чем это закончится? Очевидно тем, что короля в итоге создаст сама свита.
Могут ли что-то со своей стороны для решения проблемы указанных конфликтов сделать сами представители психологии? Думаю, да. Работать более компетентно и профессионально. В том числе, с запросами людей, открытыми к миру религии, веры, эзотерики. С одной стороны, не обесценивать их духовные интенции, с другой - понимать границы собственных компетенций, в том числе умело проводить людей через духовные кризисы и интегрировать трансперсональный опыт. Либо передавать таких людей другим специалистам. Также, мне кажется, не помешает глубокое и качественное понимание любой (в смысле, хотя бы какой-то одной) духовно-религиозной традиции, её внутренней логики, философии, практических инструментов, культурного значения.
Естественно, то же самое хочется порекомендовать представителям конфессий по отношению к миру психологии.
Если более конкретно рассматривать поле конфликта «религия-психология» с точки зрения людей, которые могут выбрать ли то, либо другое, то можно сказать следующее. Перед такими людьми остро стоит вопрос принятия ответственности за происходящее в своей жизни, то есть взрослости, по простому говоря. «Бог» (в том числе в лице мудрого священника) здесь очень часто выступает объектом, на которого бессознательно возлагается решение тех или иных проблем. Понятия «воля Божия», «Бог поможет, надо молиться», «смирение», «терпение», «любовь к ближнему» тонко профанируются таким образом, что человек снимает с себя ответственность за свои проблемы и взаимоотношения с людьми.
Как известно, есть только 2 способа адекватного реагирования на проблемы: либо принять, либо поменять, то, что не нравиться. Первое требует эмоциональной зрелости и психической стабильности. Второе - взрослого навыка самостоятельности. Плюс здоровая самооценка. Получается, что принятие подменяется псевдосмирением, а изменения - переносом ответственности. А вместо самооценки - кичливость ( «мой личный психолог», «мой духовник»). Соответственно, если специалисты в области психологии в своей жизни и в работе с клиентами будут наступать на эти же грабли, их профессиональные компетенции будут весьма специфичны не в лучшую сторону. Тем самым и создаётся пространство противостояния «религия-психология».
Хорошо сказано!Священники в большинстве отличные психологи,так же,как и другие "ловцы человеков"
Потому что конфессии привыкли объяснять многие вещи собственной религией а не механизмами в головах. Им кажется кощунственным, что многие их проявления и чувства с научной позиции не являются божьим промыслом, а самая обычная биологическая механика, поддающаяся исследованиям и закономерностям, тянущая хвосты в обыкновенную биологию и такую же обыкновенную химию.
Просто это нарушает целостную картину религиозных товарищей, ударяет по человекоцентричности и в целом, капитально бьёт как по свободе воли, так и по личной ответственности всего происходящего (условно, не бесы/дэвы запутали/заставили меня что-то сделать, а это я сам, и совсем по другим причинам).
Конфессии черпают свой опыт из древних книг, например из библии, в которых описаны все житейские ситуации, включая психологию и много тысячелетний опыт человечества. А психологи живут собственной человечьей мудростью и опираются на учебники современников или не слишком старинных авторов и поэтому знания психологов более поверхностны и менее достоверны.
Религия вырабатывает мировоззрение, которое затем и служит человеку той системой координат, в которой человек оценивает мир. Это ее основное назначение.
Но исторически так сложилось, что большая часть социальных наук и культура сформировано в либеральной, т.е. атеистической парадигме. Сделано это под внешним чутким руководством или "само так получилось", сейчас не суть важно. Важно то, что кто платит, тот и заказывает. Заказывали учение о социальной справедливости - пожалуйста, Маркс напишет. Заказывали новое счастье для всех - Ленин со Сталиным сделают. Заказывали либеральную философию, которая ничего, кроме фашизма родить не может - вот вам! Либеральную психологию, которая гарантировано сделает всех психами и подсадит на психотропы - вот оно, держите, не уроните.
Ясно дело, церковь озабочена, как бодро цивилизация в ад марширует. Против она.
А психологи что, они деньги делают, ничего личного. Чем больше психов, тем больше денег. Понятно, им не нравится, когда мешают.