Удачный ответ на данный вопрос уже дал «Алексей Панченко», указав, что переход к земледелию позволил решить две задачи: (1) создать гораздо более стабильную систему обеспечения пищей (за счёт возможности запасать и долго хранить, например, зерно); (2) существенно увеличить плотность населения на данной территории (что позволяло земледельцам выигрывать конкуренцию за наиболее плодородные земли у меньших по численности групп, практиковавших собирательство и охоту).
Но читателям может быть интересно и то, как именно происходило становление земледелия и скотоводства.
Земледелие складывается из 3-х операций: (1) посев (при котором уничтожаются дикорастущие виды-конкуренты, вначале за счёт выжигания растительности и рыхления почвы, а позже – вспашки, с переворотом пласта земли), (2) прополка (борьба с сорняками – конкурентами культивируемых растений), (3) сбор урожая. Понятно, что «сбором» занимаются и собиратели, так что эта часть знаний и навыков просто переходит от собирателей к земледельцам. Но многие специализированные собиратели иногда практикуют и собственно «земледельческие» операции. Так, на островах Малайского архипелага многие этнокультурные группы стали специализированными «рубщиками саго», которые значительную часть пищи получали за счёт саговых пальм (в сердцевине их стволов находится съедобная часть). Причём они не сажали сами эти пальмы, но регулярно приходя на одни и те же участки их естественного произрастания, одновременно всегда вырубали и подрост других видов-конкурентов (аналог «прополки», но у собирателей!). Австралийские аборигены были классическими охотниками-собирателями, но некоторые их группы эпизодически практиковали «посев»: оставшиеся несъеденными корнеплоды или орехи они иногда зарывали на месте временной стоянки перед уходом в другую местность. Так что через год или несколько лет, вновь оказавшись на данном участке, могли воспользоваться выросшими там съедобными растениями (но они могли остановиться и на другом участке, вновь посещая данную местность). Так что земледелие появилось, когда собиратели стали переходить от эпизодического и практически им не очень нужного «посева» к посеву плановому и регулярному, проводимому ради последующего сбора урожая, и дополнять эти операции борьбой с сорняками (прополкой).
Скотоводство имеет, видимо, 3 различных пути происхождения:
Основной путь – отлов и вначале временное содержание молодняка копытных животных в загонах охотниками ради гарантированной возможности принести жертвы богам в дни календарных празднеств (охота ведь непредсказуема и могла кончиться неудачно в самые ответственные дни в году). Так, айны на Хоккайдо и Южном Сахалине когда-то устраивали «медвежий праздник», отлавливая для этого медвежат и держа их в клетках по несколько лет, до жертвоприношения подросших зверей. Но айны не разводили медведей из-за очевидной опасности этих животных, а вот многие другие охотники вполне могли догадаться держать копытных – овец, коз, быков – долго, вплоть до взрослого состояния, и разводить их в загонах.
Важный путь – симбиоз, когда животные сами «пришли» к человеку как надёжному источнику пищи и стали жить рядом с ним. Видимо, таков был путь к одомашниванию у собак и кошек, вероятно – свиней. Так, у папуасов в горах Новой Гвинеи, практиковавших подсечно-огневое земледелии, были свиньи, которых держали на «вольном выпасе». То есть животные весь день бродили рядом с хижинами и питались самостоятельно, но вечером сами возвращались в загон к хозяевам, поскольку те их кормили накопившимися остатками несъеденной людьми за день растительной пищи, и утром перед выпуском свиней также кормили. Поэтому большинство животных возвращались к хозяевам, но некоторые ушли и стали дикими свиньями, основным объектом охоты. Кстати, у папуасов свиньи были в семейной собственности, но хозяин не мог просто взять и съесть свою свинью – в таких архаических культурах животных забивали только на праздники (календарные или личные: рождение ребенка, свадьба, помины) и съедали обязательно вместе с родственниками и соседями на коллективных трапезах.
Второстепенный путь – животные как «живые игрушки» для детей. В Амазонии у индейцев, разные племена которых занимались в разных пропорциях подсечно-огневым ручным земледелием и охотой, собирательством и рыболовством, была очень распространена практика дарить своим детям детенышей диких животных и птиц, приносимых охотниками из джунглей. Так что на стоянках или в посёлках у детей были прирученные любимчики (животные и птицы) десятков (!) видов. Так могли появиться ставшие домашними кролики и морские свинки, а главное – птицы (куры и т.п.).
Но главное в переходе к земледелию и скотоводству – это резкая интенсификация хозяйственной деятельности человека. Ведь на каждом последующем историческом этапе развития хозяйства людям в целом приходилось работать всё больше и больше, но при этом возрастала и надёжность (стабильность) обеспечения их пищей и другими средствами существования (жилище, одежда). Максимальные трудовые нагрузки на основную часть общества (как в часах работы, так и в энергозатратах труда человека) люди имели на первых этапах индустриализации, а вот современный переход от индустриального к постиндустриальному укладу сопровождается, впервые в истории человечества, снижением трудовых нагрузок на большинство членов общества.