Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Если бы Вы стали Министром образования, какие изменения в сложившуюся систему внесли бы в первую очередь?

ОбразованиеМатематика+2
Анонимный вопрос
  ·   · 15,5 K
кандидат физико-математических наук, математик, ис...  · 8 дек 2021  · novikovlabs.ru
Что бы вы изменили в системе образования?
16 февр 2019
Андрей Новиков
·
1) Самое первое - легализация частных школ с возможностью получения государственного финансирования. Это бы означало разрушение государственной монополии на образование.
Фактически сегодня нереально для частной школы получить подушевое финансирование, которое по идее должно уходить вместе с ребенком. Подушевое финансирование (размером около 80 К в год) получают только гос. школы.
То же самое происходит в отношении частных вузов. Только государственные вузы фактически сегодня могут получить подушевое финансирование (в основном от 100 до 300 тыс рублей в год) на студента. Почти нереально без административного лобби получить эти деньги, а ключевая проблема здесь система закрепления так называемых "бюджетных мест" и "планов приема".
Нужно разделить этот "треугольник насилия" на два отдельных взаимоотношения - гражданин-государство (когда речь идет о финансировании образования - человек должен получать личный грант на образование, и использовать его по своему усмотрению - тогда возникает конкурентный рынок образования). И отдельно вуз-гражданин. Даже гос.вузы, должны убедить гражданина принести свой грант именно к ним.
2) Второе - дебюрократизация и либерализация образовательного процесса. Важным является результат обучения, а не то каким способом был достигнут этот результат (если, конечон, он законодателсьтва не нарушает). Если регламент образовательного процесса в школе не нарушает
законодательства, но, например, выдающихся успехов школа добивается при отуствии т.н. "уроков" и "поурочного планирования" (см. пример финской школы), то при наличии хороших результатов и удовлетворенности родителей и учеников процессом и результатами - неважно соответствует ли это бюрократической доктрине или нет.
Иными словами, нужно меньше регламентировать процесс обучения.
Можно, конечно, регламентировать содержание (например, чтобы не возникало креационистских школ), но не способ подачи материала.
3) Третье. В рамках предыдущих двух пунктов важно, чтобы школы, имея конкурентную основу, могли расширяться - таким образом, важно, чтобы у них было право владеть зданиями (сегодня школы не имеют право владеть зданиями - релгаментировано лишь то, что они получают здания от муниципалитетов на безвозмездной основе, то есть здания школ сегодня - мунициальная собственность, а не собственность школы). В таком случае успешные школы, которые показывают эффективность и по качеству обучения и по финансовым показателям смогли бы открывать свои филиалы и масштабироваться. Сегодня школы масштабироваться фактически не могут.
4) Четвертое. Наконец-то разрушить школьные "комбинаты" и разделить обучение на "младшую", "среднюю" и "старшую" школы. Заменить "факультетские" системы на "департаментативные" в вузах.
Советская система, видимо, оргазмировала от создания "комбинатов", которые бы из "сырца" делали бы от начала до конца "продукт". Однако, в результате отсутствия контроля качества на промежуточных этапах падает и качество конечного продукта. Когда (забивая на измерение показателей в 5-7 классе, только от учителей старшей школы, бац, сразу требуют выдать качество в виде двух экзаменов с промежутком в два года.
Есть масса психолого-педагогических моментов, почему нужно разделять даже чисто территориально 7-летних от 18-тилетних. Кроме того, достаточно разрушительным может быть принцип "запирания в коллетиве", когда ученик на протяжении почти 11 лет пребывает в одном и том же коллективе не развитых социально субъектов, которые досаточно произвольно формируют социальную иерархию. Я думаю, что полезно было бы давать шанс ресоциализации каждые четыре года в рамках нового коллектива. Это бы, кстати, способствовало развитию социальных навыков, которые важны для процветания общества не менее, чем навыки по конкретным предметам.
Но главный мой аргумент - вопрос специализации учителей и администрации.
Было бы намного эффективнее, если бы отдельная институция формулировала подходы к детям до 10 лет. К подросткам от 10 до 14 лет и к подросткам от 14 до 18 лет. У каждого периода свои трудности, свои задачи, и, соответственно, желательно, чтобы были и свои педагоги со своей собственной администрацией.
При окончании каждого этапа ввести некоторого рода экзаменацию по результатам трех-четырехлетнего периода.
С вузами примерно та же история. Сегодня не будет никакого "плана распределения" и важно со студенческой скамьи формировать горизонтальные связи. В рамках факультетских систем это происходит гораздо менее эффективно, чем в рамках департаментативных.
5) снятие гласных и негласных запретов на участие учащихся в официальных общественно-политических организациях.
Да, возможно, что не стоит сильно давать этому ход раньше старшей школы, но, пожалуй, со старшей школы будущим политикам уже пора упражняться и в дебатах, и в организации требований, сборе подписей и прочих жизненно важных для общественно-политической жизни вещах.
Впрочем, не буду спорить, что есть спорные моменты для школы в этом, однако, деполитизировать студенческую среду - это путь к деградации. Именно со студенческой скамьи обычно начинали свою политическую карьеру большинство политиков чего-то добившихся. И в силу декларирования демократического общества, не должно быть запретов на легальное участие студентов в митингах, шествиях, дебатах, даже если они направлены против действующей власти.
Напомню, что самую значиммую революцию в истории России, с последовавшей гражданской войной, возглавляли некогда отчисленные по политическим взглядам студенты. Дай им возможность доучиться и работать в легальном поле - глядишь ход истории пошел бы по-другому.
----------------
P.S. вглядываясь в свои предложения двухлетней давности, я бы сейчас добавил еще три конкретных
А) перейти па пятидневную систему;
Б) заменить "домашние задания" на "самостоятельную работу в школе";
В) запретить любые формы вступительных испытаний кроме ЕГЭ и системы государственных всероссийских олимпиад.
По пункту
А) рассинхронизация детей с родителями понижает качество жизни как детей, так и родителей. Если у большинства пятидневная система, то почему у школьников шестидневная? Один несчастный выходной весь год, а в него еще и домашку делать.
А потом при такой работе "на износ", "без выходных" мы потом щедро одариваем тремя месяцами абсолютного безделья. Чтобы дети напрочь забыли то немногое, что успели усвоить.
Любой учитель вам подтвердит, что весь сентябрь уходит на повторение материала.
Из 52 недель в году учебными являются сейчас все кроме 14 недель лета и еще 4 недель других каникул. Если ввести пятидневку недостаток будет размером в 18 дней. Давайте заберем эти 18 рабочих дней из летних каникул и начнем каникулы в июле? Будет 10 недель летних каникул, а остальные каникулы никуда не денутся.
Б) домашние задания - это вещь создающая неравные возможности. У одни детей дома отдельная комната с полностью оборудованным рабочим местом. У других орущий младший брат дома и уроки делаются на кухонном столе.
Это даже не зависит от достатка семьи. Я, работая репетитором и настройщиком вайфая, видел состоятельные семьи, в которых не понимали, каким должно быть рабочее место у ребенка.
Для того чтобы это неравенство устранить - необходимо выделить им место и время для самостоятельеых занятийв школе. Хорошо бы еще во время самостоятельного занятия сидел учитель, к которому можно было бы подойти и спросить, но это надо думать вообще.
Не говорите мне о продленке - продленка адское место скуки и безысходности для маленьких детей, которых водят и забирают из школы. Которым вообще не факт, что домашку нужно задавать. Ну, по крайней мереч не требовать ее выполнения.
Я говорю о старшеклассников, которые в продленке не сидят, потому что их никто ни откуда не забирает. Именно их надо посадить в школе на 9 часов, с часовым перерывом на обед.
Плюсы у этого к тому же будут и в снижении подростковой преступности, и пожростковых беременностей.
В) а не так ли это уже? Нет, не так. Существуют олимпиады РСОШ, коих много и проходят они в основным в крупных городских агломерациях. Помимо и так определенных преимуществ, которые ученики из крупных агломераций всегда имеют по неустранимым причинам, мы даем еще один акт "патриция" перед "плебеем". Так дела делаться не должны. Пусть мы не можем создать идеального "равенства возможностей", но мы определенно не должны поощрать инструменты их порождающие.
а на черта нужны частные школы которым нужно госфинансирование?
Инженер, исследователь в области радиотехники и...  · 13 дек 2021
Ох. Итак. Главная проблема не в программах образования и даже не в системе образования как таковой, имея в виду то, какой путь непосредственно проходит школьник, студент. Главная проблема в жёстком контроле учебных заведений... Читать далее
Идея отдавать часть подоходного налога образоааоельным учереждениям, которые закончил человек, — это прям круто. С... Читать дальше
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 4 дек 2021
"Петухи подневольные птицы, надо к солнцу тебе обратиться"... Я к тому, что вряд правит бал министр этот... Однако, что надо образованию, так это дифференциации. Пусть бы школы-учителя одного типа соединялись бы с детьми-родите... Читать далее
Учителей в школах не хватает, а педагогов тем более. Вы что забыли, как вы учились. Расскажу про своё обучение: в... Читать дальше
Репетитор по подготовке к ЕГЭ И ОГЭ по истории и о...  · 28 дек 2021
Первое, что стоило бы сделать - окончательно отделить обязанности учителя-предметника от обязанностей классного руководителя. Ввести для организационной работы с детьми специальных отдельных тьюторов=классных руководителей. Та... Читать далее
Подписывайтесь, задавайте вопросыПерейти на vk.com/shekhoninv
Научные заметки о жизни: zen.yandex.ru/id/5c434983...  · 2 дек 2021
Для начала нужно четко декларировать цели. Есть общее образование. Оно создает "человека культурного" - приемлемого для общества. Каждый гражданин у нас ОБЯЗАН освоить программу общеобразовательной школы хотя бы удовлетворительн... Читать далее
Хороший вопрос. А система вообще есть? Я после футбола пришёл в учителя и меня сразу отправили на курсы повышения... Читать дальше
учитель русского языка и литературы, на пенсии  · 3 дек 2021
1. Изменить программы обучения как в школах, так и в вузах!!! 2. Вернуться к старым программам (до 1984 года) в начальной школе. 3. Отменить концентрическую систему образования в неполной средней школе. 4. Отказаться от... Читать далее
однозначно убрал бы из школьной программы по физике всякие упоминания о теории относительности
Мама троих детей, учитель-репетитор с большим педа...  · 16 дек 2021
Оставила бы только обязательное начальное образование. В среднем и старшем звене оставила бы пару предметов обязательные (русский язык и физкультуру), а остальные по желанию или за отдельную плату.
Уча других, мы учимся сами.Перейти на vk.com/public197571480
1 эксперт не согласен
Зачем знать географию? Извозчик довезет (c)
Делаю людей англоязычными в интерактивной...  · 2 дек 2021  · qs-class.com
В этой должности я бы сделал самое главное - обязать каждого преподавателя обосновать студенту конкретную прикладную необходимость каждой изучаемой темы в реальной жизни после получения образования. Вот тогда учитель "алгебры и... Читать далее
Качественное скоростное обучение мышлению по-английски и речи в горящие срокиПерейти на facebook.com/QSLive
3 эксперта не согласны
Andrei Novikov
возражает
8 дек 2021
Обосновывать что и зачем нужно - специфика работы со взрослыми людьми. Лет до 12 дети воспринимают информацию... Читать дальше
По образованию физик и математик (МФТИ)....  · 12 дек 2021
Для меня самый странный предмет-литература. Это выдуманные истории про выдуманных людей, написанные для развлечения. Это сейчас классика, а в свое время это были вполне произведения на злобу дня. Сейчас совсем другое время и... Читать далее
2 эксперта согласны
Браво
Филолог, литературовед, преподаватель языков, поли...  · 1 февр 2022
Прежде всего, я отказался бы от этой должности без гарантий поднятия зарплаты учителям до 100 000 рублей в месяц в провинции, и до 200 000 в крупных городах. Без этого ничего не будет. Далее. 1. Литература - вместо... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora