Ох. Итак. Главная проблема не в программах образования и даже не в системе образования как таковой, имея в виду то, какой путь непосредственно проходит школьник, студент. Главная проблема в жёстком контроле учебных заведений. Совершенно понятно для чего это нужно: чтобы минимизировать мошенничество в этой сфере, находить и убирать откровенно безответственных людей и организаций и т.п. Проблема в том, что на этом фоне, учить людей становится некогда, так как учреждения завалены всевозможной бюрократической работой, которую вынуждены проводить преподаватели. Это первое. Второе - невозможно выделить работающие критерии качества образования. Критерии, как и рейтинги на их основе несовершенны, а учреждения при этом бросают все силы на соответствие им, что далеко не всегда положительно сказывается на главном: на качестве образования.
Что бы я сделал на месте министра образования? Ну, как минимум, попробовал бы детально проработать такую идею.
Первое: убрать критерии и рейтинги на их основе. Второе: существенно упростить бюрократию, ослабить контроль. Если на этом остановиться всё будет печально, поэтому думаем дальше. Возникает вопрос: как мотивировать учебные заведения поднимать качество образования? Как сделать так, чтобы им это было выгодно? Ну, мой ответ таков: раз уж при капитализме живём, надо использовать имеющиеся инструменты. Каждый человек платит подоходный налог. От этого налога отрывать кусочек и распределять между школами и вузами, где тот учился. Таким образом финансирование учреждений напрямую будет зависеть от успешности карьеры выпускника. И рейтинг вузов на основе этого можно сделать. По итогу станет выгодно именно хорошо учить, а не что либо ещё. А уж как именно учить, чему учить - пусть это решают вузы в честной конкурентной борьбе. Со школами в целом можно так же, только немного по легче.
Понятно, что эту концепцию надо детально прорабатывать, детализировать, понять как внедрять, может оно и не сработает, но я точно подумал бы именно туда.