Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чему нужно учить младшекурсников математических факультетов в XXI веке?

Встречал утверждение, что математическое образование слишком заточено на решение прикладных вопросов ХХ века. Грубо говоря, пора переставать учить студентов обращать матрицы "вручную", брать производные и интегралы. Разностные схемы, метод Ньютона, коды Шеннона и тому подобные прикладные штуки пусть изучают в тот момент, когда они понадобятся. А освободившееся время пустить на то, чтобы разбираться с теорией категорий, гомологиями-когомологиями и прочими фундаментальными конструкциями. Вы согласны, не согласны? Чему нужно учить студентов?
ОбразованиеМатематика+1
Андрей Плахов
  ·   · 9,7 K
Математик, кандидат физико-математических наук...  · 9 нояб 2021  · dothingspushthings.tilda.ws
Хороший вопрос. Очевидно, что отвечать на него можно по-разносу, исходя из двух слоев вопросов.
Первый слой - в чем ограничения по предметам. В часах студента или в часах преподавателя? Вопрос связан с тем, что даже в статусных российских ВУЗах не так чтобы можно было обложить группу студентов хорошими (оставим за скобками вопрос о том, что это слово здесь значит) преподавателями по всем дисциплинам.
Второй слой - чего хочется на выходе. И вот этот вопрос в российской действительности очень больной для высшего образования вообще и для математики в частности. В текущей картине, когда значительная часть выпускников идет не в науку, а либо в образование (зачастую в репетиторство), либо в разную аналитику, либо в айти, разумно все же давать людям определённый набор навыков для этого. И, к слову, эти навыки (пед.подготовка, инструменты аналитики, айти) могли бы быть поактуальнее, чем их сейчас часто дают на неспециализированных факультетах. На всякий случай - я не имею в виду, что нужно всю программу строить из этих соображений, но просто не очень хорошо, когда твои выпускники не могут заработать на хлеб (и под хлебом я не аспирантскую стипендию понимаю).
Есть ещё один момент, кажущийся мне важным. Едва ли не главная польза от школьной математики для человека - развитие мышления. В быту значительная масса выпускников школы, ну правда, не будет использовать синусы и логарифмы. Но предмет меняет то, как работают мозги у людей. Даже у не самых успешных учеников. Аналогичные процессы идут и у младшекурсников. Я не очень верю в возможность массово выстроить такой развивающий мозги процесс в разговоре про когомологии или «стрелочки». А вот на интегралах - да.
На мой взгляд, в идеале младшие курсы должны делать две вещи: давать хорошую базу (скажем, мне в моих статьях время от времени приходится и какие-то диффуры решать, и интегралы брать в рамках программы первого-второго-третьего курса, но, конечно, это технические шаги) и создавать максимально широкую, как говорят некоторые коллеги, «область незнания» - создавать общее представление о разных областях математики (кстати, выбор актуальных областей математики в вопросе кажется мне не бесспорным), их методологии и важных результатах. В идеале - должна быть возможность пощупать это все руками, что-то сделать самостоятельно, но это уже тяжело.
Дальше начинаются сложные вопрос в том, какая пропорция и какой состав каждой части.
И да, в часто встречающихся претензиях про перерешивание тысяч интегралов есть своя доля правды. Это важный и полезный инструмент, но тут дело обстоит как с невероятно быстрым счетом. Удивительны люди, которые могут восьмизначные числа складывать в уме за пару минут. Но не совсем понятно, что с этим навыком делать, кроме как перед публикой выступать.
Очень часто мы не осознаем, что за конкретным навыком на самом деле стоит метод, подход, новый уровень абстракции... Читать дальше
Интересующие темы: история математики, история хри...  · 9 нояб 2021
Попробую ответить неакадемически и на "бытовом", т.с., языке, чтобы было понятно, в том числе, и этим самым младшекурсникам и тем, кто готовится ими стать. Вот, дают на первом курсе матрицы как таковые. Просто так. Без... Читать далее
кандидат физико-математических наук, математик, ис...  · 9 нояб 2021  · novikovlabs.ru
На вопрос можно смотреть в рамках концептуального или фактологического подхода. В рамках концептуального подхода можно назвать целью разработку формальных навыков. Какими предметами они будут даваться - это не так важно, но... Читать далее
Мне кажется много знаю и умею, поэтому не боюсь...  · 12 нояб 2021  · informbyuro.com
Отвечу с инженерной точки зрения. Сам я не математик по образованию, но изучал вышку добросовестно. В моей практике наиболее востребованными оказались теория вероятностей и представление об интегральном исчислении. Теория... Читать далее
Много знаю, поэтому не боюсь высказывать свое мнение.Перейти на informbyuro.com
Преподаватель университета, научный работник...  · 9 нояб 2021
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо, во - первых, спросить у математиков - ученых, математиков - преподавателей и ни в коем случае не подпускать менеджеров к решению этого вопроса! !!! В Интернете тексты на... Читать далее
Первый
Увлекаюсь всем на свете   · 8 нояб 2021
Соглашусь, что программа устарела и пора цифровизировать все расчеты, а учить студентов пользоваться математикой для написания тех уравнений, которые будут решаться. Но для этого нужно изменить всю систему образования начиная... Читать далее
Уже сейчас среди студентов развивается катастрофическое непонимание разницы между аналитическим и численным... Читать дальше
Коротко - надо учить думать:)) Математические факультеты обучают: - учителей, - программистов, - чуть-чуть математиков. Понятно, что всем им полезны те предметы, которые преподаются сейчас. И понятно, что набор должен... Читать далее
Инженер. последний специалист по полевым транзисто...  · 2 дек 2021
Интересно, что в "век цифровых технологий" в комментариях не упоминается вычислительная математика. Госбюджет РФ рассчитывается и утверждается с девятью точными значащими цифрами. То есть, все - от рядового к.э.н. (которых в... Читать далее
1 эксперт не согласен
Не логично
когда-то изучал математику.  · 10 нояб 2021
По большому счету современное высшее образование в чем-то похоже на серийное фабричное производство: отбор сырья на входе, распределение по цехам и предварительная обработка в установленном порядке на младших курсах. Дальнейшая... Читать далее
когда-то изучал математику.  · 8 нояб 2021
Здесь может быть не так вопрос поставлен. Скорее, если что-то менять, то "как надо учить студентов". Быть может, как в театральном вузе: профессор Такой-то набирает курс в количестве стольких-то слушателей. Предлагаемая... Читать далее
Боюсь, lemon market получится, информационная асимметрия слишком велика.