Было дело. Вспоминать не хочется, а забывать нельзя. По таким историям идет правка своего профессионализма.
Эмоциональный накал в обращении, излишний пафос, излишняя придирчивость, неправильный выбор выражений в запале эмоций.
Первый признак неправоты - перебор с эмоциями. Как только "вода в чайнике начинает булькать" - объективность картины смещается в не "просто субъективную" (если бы только), но и с элементами "до-рисовывания того, чего и не было вовсе".
была история, где мне спустя пару лет пришлось извиняться за свою молодую язвительность. Таскал бедный ребенок это в себе, старался "отомстить" мне за прежнюю свою обиду. Пока не поговорили по душам, пока я сама не извинилась, ситуация не менялась. А потом как рукой сняло.
Была история, когда я была пафосно возмущена высокомерным отношением к своему статусу учителя. Наговорила с три короба. Хотела бы забыть, да никак не получится. Сложно забывать то состояние, когда сначала с тебя сходят эмоции, и ты начинаешь оценивать ситуацию уже более здраво и трезво - и тогда картина самого себя со стороны кажется уже мягко скажем некрасивой. Потом ты встаешь на сторону ученика и видишь всю ситуацию его глазами - вот тут приходит чувство вины. А еще приходит крайне трудная задача, как вывести всех из этой ситуации по-честному правильно. Не так, чтобы физиономию свою педагогическую сохранить, а так чтобы все участники конфликта смогли вернуться к нормальному диалогу.
Так что, если эмоции полезли, если только малейшее подозрение появилось, что вы гневаетесь, излишне язвительны, думаете, что вам делают что-то "назло" - используйте все свои способы взять тайм-аут и выйти продышаться, снизить напряжение. Самое главное, получить здесь паузу, чтобы начать думать, а не эмоционировать.
Забавно, когда класс начинает веселиться и видно, что это уже баловство, я спокойно начинаю считать вслух до десяти. Сперва я думала, что это дает возможность детям понять, что терпение заканчивается. Но потом я все больше и больше убеждалась, что за 10 секунд медленного счета я однозначно успевала выйти из спонтанного возмущения, и переключиться на ситуацию, как она есть. Именно это срабатывало с детьми, потому что как только успокаивалась я, успокаивались и они. Это как жидкость в сообщающихся сосудах. Дети в том числе прекрасно чувствуют Вашу силу. Ведь она не в физической силе, а в силе управлять самим собой. Я так это понимаю. Тех, кого я обидела, я помню. Как мне было стыдно я тоже помню. Я не хочу, чтобы список увеличивался.