Вопрос сложный для педагога. Из своего опыта обучения и преподавания не раз была свидетелем несправедливости, причем не только в отношении ученика, но учителя.
Я работала в высшей школе со взрослыми людьми. Нет, я никогда не унижала ни честь, ни достоинство студента, старалась подстраиваться под тот уровень знаний, с которым они приходят в вуз, объяснять на понятном им языке. Чаще получалось добиться необходимого уровня, но были и неудачи. Если честно, то хотелось опустить учебник на голову, чтобы хоть какая-то часть знаний оказалась в этой голове. На лекции присутствовали, конспектировали, решали, но как подходит сессия - выявляются серьезные пробелы.
Мне нужно передать студентов на следующий, более сложный курс с необходимым хотя бы минимумом знаний. Иначе, студент не сможет понять материал, который читает коллега. Он непременно упрекнет меня в том, что не подготовила. В этом случае приходиться ставить двойку. С моей стороны справедливо, со стороны студента, вероятно, нет. Пересдача назначается, не помогает, видимо сказываются школьные пробелы в знаниях. Родители расстроены, приходят в вуз. Просят за своего взрослого ребенка. Приходиться объяснять, что следующий курс сложнее и преподаватель строже, пустая трата времени, сил и средств родителей и государства на обучение. Родители считают несправедливым отношением к их чаду.
С детьми более младшего возраста, в их понимании, несправедливое отношение имеет более ярко выраженную форму.
Что пишет Сухомлинский В.А."Сердце отдаю детям":
Учитель для маленького ребенка - живое воплощение справедливости. Посмотрите в глаза ученику 1 класса, получившему неудовлетворительную оценку... Ребенок не только чувствует себя несчастным, но и испытывает чувство неприязни, а нередко и вражды к учителю. Учитель, ставящий двойку по существу за то, что ребенок чего-то не понял, представляется детям несправедливым человеком.
Оценка (отметка) - важнейший элемент образовательного процесса, показывающая качество освоения образовательных программ учениками. Учитель обязан оценивать ответ учащегося. Может быть стоит пересмотреть систему оценивания и постараться исключить противоречия?