Сегодня существует три основных точки зрения на красоту (человека в том числе).
Согласно первой, красота в природе. Человек с этой точки зрения рассматривается как представитель рода. А красиво то, что способствует продолжению, развитию и распространению рода. Здесь красота выступает как целесообразность, даже если мы этой целесообразности не замечаем. В этом отношении человек поразительно схож с другими животными. Так, намеренное подчёркивание половых признаков есть во всём животном мире. И человек в этом отношении недалеко ушёл от животного мира (у женщин: большая грудь, длинные волосы, развитые тазобедренные кости и пр.; у мужчин: развитые мускулы, физическая выносливость, достаточный волосяной покров и пр.; у детей: большая голова (в сравнении с телом), большие глаза, тонкий рот, небольшой нос и пр.). Для многих людей данные критерии входят в их понимание и оценку красоты.
Согласно второй теории, красоты в мире нет. Мир не прекрасен и не безобразен. Таковыми его делает сознание человека. "Красота в глазах смотрящего", - это про данный подход к понятию красоты. Здесь человек понимается как личность, у которой, в силу воспитания и в ответ на сигналы окружающей среды, вырабатываются свои (личностные) критерии красоты. Однако замечено, что, чаще всего, его идеалы красоты (или намёки на них) связаны с образами матери (для мужчин) и отца (для женщин). Мужчина/женщина подсознательно считает более красивыми тех женщин/мужчин, которые имеют черты его матери/отца. Причём исследования показали, что даже в неблагополучных семьях, где на сознательном уровне отрицательно относятся к своим родителям (родителю), присутствует данная подсознательная привязанность.
Согласно третей точке зрения, настоящей красоты нет ни в природе, ни в самом человеке. Она располагается в некоем идеальном пространстве/мире. Одни полагают, что она у Бога/в мире богов, другие, что она "в мире эйдосов" (идеальных первоисточников всего материального). Так или иначе, но реальный человек есть только отражение той идеальной красоты. И отражение всегда несовершенное. Особенно это касается его телесной природы. В рамках данной теории особое значение приобретает душевная (и духовная) красота. Этический уровень бытия человека здесь важнее телесного.
Понятно, что в повседневной жизни все три точки зрения прихотливо пересекаются, и каждый человек оценивает другого человека со всех точек зрения. Но, в зависимости от своих целей, на первое место ставит ту или иную группу критериев.
Необходимо также сказать, что человек довольно хорошо различает красоту в статике и в динамике. Так, фотография (или портрет) могут с большей точностью показать статическую красоту, которая использует биологические критерии (красота в природе). Для полной же оценки человек чаще исследует поведение визави (как человек движется, как и что говорит, подсознательную мимику и жестикуляцию, целесообразность действий и пр.). Не случайно мы нередко отмечаем для себя, что какой-то человек красив, пока он не заговорил (или пока не начал что-то делать). Это включается группа этических критериев, которая гораздо строже оценивает красоту.