Гринвошинг - (он же гринвошинг, он же зелёный камуфляж) — это, говоря простым языком, любые трюки, которые приводят к тому, что у потребителя складывается ложное представление об экологичности продукта.
Сейчас популярно такое понятие как «осознанное потребление». До рынка России данная тенденция еще не дошла в полной мере, но все к тому идет. Осознанное потребление – это когда вы покупаете продукт отталкиваясь не только от потребности в нем, но и от того, на сколько этот продукт вредит/не вредит окружающей среде. Компании так же начинают осознавать, что несут ответственность за свое производство. Все это в совокупности порождает решения, направленные на сохранения окружающей среды – картонные стаканчики из переработанного картона, картонные трубочки, вместо пластмассовых, прием бутылок/банок прямо внутри супермаркетов (распространенная практика во многих европейских странах).
Показывая заинтересованность в экологичности своей продукции, бренд завоевывает лояльность аудитории. Причем, как правило, это платежеспособная аудитория из сегмента выше среднего – те, кто испытывает финансовые трудности, вряд ли будет задумываться об экологичности приобретаемого им продукта – ему нужно свести концы с концами.
Этим и пользуются гринвошинговые компании – они позиционируют себя как компании, использующие экологичные материалы и экологичное производство, при этом не делая этого. Например, они пишут на своей продукции значок «BIO», «NATURAL», «ECO», хотя никаких стандартов они не подтверждали. Почему их за это не наказывают? Потому что компания пользуется неосведомленностью покупателя. Т.е. они рисуют значки, которые просто нигде не существуют. Это не фальсификация существующего знака качества – это придумывание своего собственного, а это не запрещено.
Хотя, закон иногда все-таки настигает компанию, прикрывающуюся гринвошингом. Например, не так давно Walmart выплатил миллион долларов, чтобы урегулировать претензии к продаже «экологичного» биоразлагаемого пластика. Закон штата Калифорния запрещает продавать пластиковую тару с маркировкой «биоразлагаемая», если она вводит покупателей в заблуждение — а именно если производитель не уточняет, как именно и как долго будет разлагаться материал.
Как не попасться на гринвошинг? Внимательно читайте состав вашей покупки, проверяйте существования указанных на упаковке знаков качества, читайте отзывы. Никак иначе неподготовленному покупателя защититься нельзя.
Если остались вопросы - буду рад ответить :)