У Марка сказано, - Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
В Благовесте от Матфея этому посвящена добрая половина 13 главы. Иисус сам дает ответ на этот вопрос. Но как понять почему одним «дано», а другим «нет«», да и кто и почему одним «дает», а другим «не дает»?
Зачем и почем Иисус так делал? Ведь налицо вроде бы типичная дискриминация (априорное деление людей на «агнцев» и «козлищ»).
Ведь вроде бы глупо и даже лукаво дразнить притчами людей не способных их понять, да и бесполезно как бы тратить свои время и силы на тех, о ком заранее знаешь что им не дано понять.
К тому же в Новом Завете не раз описано как лучшие ученики часто не понимали сами притч Христа (и Ему им приходилось притчи подробно разъяснять). Почему нельзя было «сказать прямо и понятно», почему и зачем говорить притчами?
Я сам это связываю (допускаю что ошибочно) с опросом о том как понять какой сын выполнил волю отца. С тем как и почему мы понимаем или нет друг друга, писания и конечно же Бога (то чего «хочет от нас Бог»).
Эта евангельская загадка ведет мой дух к пониманию духовных корней воли людской (к тому почему и как мы "волим", выбираем и решаем что и как нам понимать и/или делать).
Т.е. я ощущаю в этом парадоксе духовное указание Христа на то, что «будет дано» каждому или «нет» прямо зависит от самого человека, а не от якобы предопределения Божиего (а потому никакой «дискриминации» и нет). Но может быть я ошибаюсь?
А поэтому буду особо благодарен за любые ответы, особенно за рассудительные (помогающие разобраться в смысле и причинах таких странных для людей действий Христа).
Почему Христос говорил притчами? В Библии сказано, что во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол.1:2-3), а сокровище, как мы знаем из жизни, нужно искать, прилагать усилия, оно не лежит на поверхности. Христос призывал просить, искать и стучать к Нему. Если нам будет всё ясно и понятно, а в жизни всё гладко и легко, то нужды в Иисусе просто не станет. Бывает человек не пьёт, не курит, не изменяет своей половине, и считает, что он уже ревностный христианин, ходит в церковь, а нужды в Боге у него нет, точнее он просто не видит, как ему нужен Бог, чтобы войти в жизнь вечную. Отказаться от алкоголя, курения и не делать подобных грехов, не является вершиной христианства, это только начало. Грехов очень много разновидностей и только Иисус может показать их проявление в нашей жизни. На протяжении всей жизни Христос желает, чтобы мы были Его учениками (это значит, что Он будет что-то показывать нам, учить, наставлять, очищать), просили у Него разъяснить нам Его слово, искали, как правильно жить перед Ним, стучали к Нему с любыми проблемами, чтобы Он помог их решить по Его воле, а нам смириться и принять, как Он хочет. У Соломона есть такие слова:
«Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих. Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого…» (Притчи 2:1-12).
Почему же многие, не понимая, о чём Иисус говорил, не просили разъяснить им? Дело в том, что Христос не только говорил притчами, непонятными людям, Он одновременно творил великое множество явных чудес, доказывая на делах, Кем Он является – Сыном Божиим. Но, написано: «столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» (Ин.12:37). Потому они и не просили разъяснить.
Если человек по-настоящему, искренне поверил в Иисуса Христа и желает спасения от своих грехов, а также вечного спасения, то он будет просить у Иисуса помощи, он не остановится перед преградой непонятных ему притч. Поэтому ситуация с притчами, как мне кажется, учит нас не уходить от Христа, когда нам что-то непонятно в жизни или в слове Божьем, но, наоборот, приближаться к Иисусу, неотступно прося указать на всё нечистое в нашем сердце и, увидев, каяться в этом и оставлять злое, а также просить у Иисуса разъяснить нам непонятное для нас. Через трудные или неясные нам ситуации Христос проверяет наше доверие Ему: будем ли мы дальше следовать за Ним, соблюдая Его заповеди или же оставим Его. Путь христианина – это путь со многими скорбями и трудностями, с постоянной борьбой с искушениями и только доверяя Иисусу, прося у Него сил и помощи, можно пройти до конца. Ученикам Христа тоже многое было непонятно, но они не оставляли Его; однажды Пётр сказал Христу: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (Ин.6:68-69). И притчи им были непонятны, но они поверили в Иисуса, как в Сына Божьего, желали научиться и просили у Христа разъяснить им, и Он не отказывал им в этом (Мф.15:15).
Иисус не презрительно говорил с фарисеями и другими людьми, а иногда строго. Мне это напоминает пример с плохо слышащим человеком: если придёшь к такому домой, то в его дверь нужно посильнее стучать, т.к. он плохо слышит. Иисус не просто так говорил фарисеям: лицемеры, уподобляетесь гробам окрашенным, вожди слепые; они по-другому вообще не услышат, поэтому Он говорил иногда так прямо и строго. Но, говоря им так, Он не унижал их, не оскорблял, Он говорил только правду, и, поступал так, потому что желал им спасения: «фарисей, слепой, очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф.23 глава). «Очисти», т.е. покайся, оставь грех и будешь спасён.
Итак, кому же дано знать тайны Божьи? Есть такое место в Библии: «Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лк.8:18). Иисус говорит, что тому, кто имеет, дано будет. А что должен иметь человек, слушающий слова Иисуса?
«Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт» (Евр.11:6). Также должно верить в Иисуса Христа, как в Сына Божьего и единственного Спасителя (Ин.3:16; Деян.4:10-12).
Есть пример, что производит вера: «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд» (Евр.11:24-27).
Только верить, что есть Бог, недостаточно, потому и Моисей не просто верил и захотел, он стал что-то делать (отказался, оставил, почел). Соломон говорил: «бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» (Еккл.12:13). И Христос говорил: «если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин.14:15). Любовь к Иисусу и Богу проявляется в том, когда мы боимся огорчить Бога и соблюдаем Его заповеди, а они заключаются в любви к людям, в прощении людей, в том, чтобы всем стараться делать только добро. И тот, кто любит Бога, тому дано знание от Него (1Кор.8:3). Вот еще одна причина, по которой человек может не понимать того, что говорит Христос. Иисус говорит: «знаю вас: вы не имеете любви к Богу» (Ин.5:42), потому и знаний не даёт Бог. Вроде и верит человек в Бога, но заповедей Его не соблюдает, а это мёртвая вера, которая не принесёт человеку пользы.
Еще может быть так, как у Иуды, он находился вместе с другими учениками и слышал толкование притч, т.е. имел знания, но он не очищался от своих грехов, и, в итоге, это привело его к погибели. Он не признался Иисусу Христу, что он вор (думаю и еще много чего другого было) и не просил Его освободить от этого. Поэтому и со знанием Писания можно погибнуть; от человека требуется выбор: согласиться оставить грех и просить у Иисуса помощи или же оставаться в грехе. В притчах Соломона в начале моего ответа были такие слова: «когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя». Христос призывал к покаянию, к оставлению грехов и это мудрость. Иуда не позволил этой мудрости войти в его сердце, и знание было неприятно душе его, поэтому он погиб.
Без смирения пред Богом не получится ни слово Божие понять, ни грех победить. Бог желает нашего осознания в том, что мы без Него ничего делать не можем, это называется «нищетой духа», как написано: «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3). Нищий – это человек, у которого своего ничего нет, он вынужден жить за счёт подаяния и постоянной нужды. Так и Христос хочет, чтобы мы постоянно в Нём нуждались, каждый день, потому что не сможем без Него пройти земной путь и попасть к Нему, без Него мы обязательно заблудимся.
Без этого не получится победить в себе пороки, а значит любить Бога и ближних своих не сможет человек, потому что грех будет препятствием этому. Если грех царствует в сердце, тогда это будет проявляться и отражаться на наших близких. Например, ленивый будет уклоняться от того, чтобы кому-то помочь, или даже за собой убрать (в моей жизни так было); раздражительный будет допускать зло; жадный будет жалеть поделиться с кем-то и многое другое. Да поможет нам всем Господь просить у Него указать нам на всё зло, которое мешает нам любить Его и наших близких, и да поможет Он нам бороться с грехом.
В Библии, в книге «Откровение» во 2-й и 3-й главах записаны послания 7-ми церквам, и у них есть кое-что общее, что сказал Христос: «побеждающему дано будет…». Христос, обращаясь к верующим в Него, говорит о том, что им нужно побеждать, потому что только таким христианам Он обещает всё. Чтобы побеждать, нужно вести борьбу. Старание и усилие – это борьба, сопротивление, несогласие на грех, а сила для победы у Господа. Отказаться от греха – это выбор человека, Христос указывает на грех и убеждает, что это зло, но принять решение не согласиться на грех - должен сделать человек. Сатана постоянно, на протяжении всей жизни будет приносить какие-то мысли, ведущие ко греху; Господь даёт христианам способность различать и видеть, но дальше нужно противостать этим мыслям, не допускать их в своё сердце, не размышлять над ними, отказаться от них, чтобы не впасть в явное совершение греха.
Вспомните Ананию и Сапфиру, к которым пришёл сатана с греховными мыслями солгать. Пётр, будучи движим Духом Святым, распознал, что Анания лжёт, и сказал ему так: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» (Деян.5:1-11). К Анании пришла мысль солгать, с которой он должен был не согласиться, а обратиться к Богу за помощью, чтобы Он помог избавиться от таких злых мыслей. Но Анания не поступил так, ему понравилась эта мысль, он увидел в ней приятное и согласился с ней, и, в итоге, произошло явное совершение греха, которое закончилось неестественной смертью, и, соответственно, гибелью.
Борьба христианина заключается в том, чтобы отказываться от ненужных и греховных мыслей, прося у Иисуса на это помощи; тогда приходит Господь и удаляет эти мысли. У человека нет силы самостоятельно противостать греху без помощи Божьей, поэтому Господь желает, чтобы мы признали только вину свою, согласились с тем, что это плохо, пожелали от этого избавиться и попросили у Него помощи. И так с любым грехом: пришло что-то недоброе – беги к Иисусу, чтобы Он защитил и сохранил тебя от зла. Это труд над самим собой, и без нашего согласия, без усилия, которое заключается в нашей молитве к Иисусу, не получится побеждать искушения.
Поэтому тут проблема не в том, что Иисус что-то скрывает от кого-то, но в том, что человек не хочет прийти к Иисусу за помощью. А почему не хочет? Грехи не желает оставить, любит грехи. Прийти к Иисусу – это признать свою вину, осознать себя погибшим грешником, не способным самому (без Христа) освободиться от грехов, но имея желание от всего нечистого избавиться, и просить Иисуса о помощи перестать делать грех, а Господь не оставит в стыде, приходящего к Нему с искренним сердцем, с покаянием. Он говорит и сегодня: «приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:37). «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7:37). Христос не питьевую воду разливал, Он говорил слова о вечной жизни, указывал на грехи, а это живая вода, оживляющая души людей. Жажда – это желание.
Да поможет Господь каждому человеку увидеть прекрасное в том, что предлагает Христос, а Он предлагает: прощать людям согрешения их, не обижаться, не гордиться, не мыслить зла на ближнего, не мстить, быть не ленивыми, не раздражаться, быть терпеливыми и многое другое доброе. Когда человек живёт без Бога, то он видит "прекрасное" в том, что предлагает дьявол: дать кому-то сдачи, постоять за себя, получать различные греховные удовольствия, гордиться и многое другое злое, но когда человек увидит прекрасное в Иисусе, тогда у человека появится желание всё это иметь, а значит будет нужда в Иисусе и молитва к Нему. И Он обязательно поможет, разъяснит, утвердит, даст силу и всё необходимое, потому что Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим.2:4).
Умничка! Всё верно, согласен с тобой целиком и полностью!!