У Марка сказано, - Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
В Благовесте от Матфея этому посвящена добрая половина 13 главы. Иисус сам дает ответ на этот вопрос. Но как понять почему одним «дано», а другим «нет«», да и кто и почему одним «дает», а другим «не дает»?
Зачем и почем Иисус так делал? Ведь налицо вроде бы типичная дискриминация (априорное деление людей на «агнцев» и «козлищ»).
Ведь вроде бы глупо и даже лукаво дразнить притчами людей не способных их понять, да и бесполезно как бы тратить свои время и силы на тех, о ком заранее знаешь что им не дано понять.
К тому же в Новом Завете не раз описано как лучшие ученики часто не понимали сами притч Христа (и Ему им приходилось притчи подробно разъяснять). Почему нельзя было «сказать прямо и понятно», почему и зачем говорить притчами?
Я сам это связываю (допускаю что ошибочно) с опросом о том как понять какой сын выполнил волю отца. С тем как и почему мы понимаем или нет друг друга, писания и конечно же Бога (то чего «хочет от нас Бог»).
Эта евангельская загадка ведет мой дух к пониманию духовных корней воли людской (к тому почему и как мы "волим", выбираем и решаем что и как нам понимать и/или делать).
Т.е. я ощущаю в этом парадоксе духовное указание Христа на то, что «будет дано» каждому или «нет» прямо зависит от самого человека, а не от якобы предопределения Божиего (а потому никакой «дискриминации» и нет). Но может быть я ошибаюсь?
А поэтому буду особо благодарен за любые ответы, особенно за рассудительные (помогающие разобраться в смысле и причинах таких странных для людей действий Христа).
Христос говорит, что ученикам дано знать тайны Царствия Божия, а тем, внешним, все бывает в притчах (Мк. 4,11) Кто такие ученики Христовы, более менее понятно, а вот кто такие внешние, здесь стоит поразмышлять.
Ученики Господа оставили своих родных и близких, и саму жизнь свою в мире возненавидели, и шли за Христом неся крест свой (Лк. 14,25-27) они оставили все ради Христа и Евангелия и последовали за Ним: дом, братьев, сестер, отца, мать, жену, детей, земли, пребывая с Господом среди гонений (Мк. 10,28-30); поэтому то им и обещано получение во сто крат более... Они имели с собой, а в последствии и в себе Христа, поэтому им как имеющим дано будет и приумножится.
Внешние же - это люди живущие по плоти, они дружат с миром, они любят мир и то что в мире. У Апостола Павла встречаются такие понятия как человек внешний и человек внутренний: но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4,16). Так же, внешний человек у Апостола Иуды (не искариота) называется душевным, духа не имеющим (Иуд. 1,19). И у Апостола Павла мы встречаем еще такие слова: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно..." (1Кор. 2,14-15)
Так вот, об этих внешних, которым все бывает в притчах, сказано, что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи (Мк. 4,11). В человеке внешнем, то есть во плоти, есть глаза, которыми человек видит, так же и в человеке внутреннем, то есть в душе, есть око, которым является сердце (Мф. 6,22-23), этим оком он тоже может видеть, если оно конечно будет чисто и светло, а может и не видеть, если око души омрачено тьмой. Свет же миру есть Христос, как и написано: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8,12).
Но кроме учеников Христовых, за Ним никто не хотел идти, поэтому то они видя очами плотскими, не видели очами сердечными и слыша ушами телесными, не слышали сердцем; ведь сердце умеет слышать, если конечно уши обрезаны, как сказал первомученик Стефан: "Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы"(Деян. 7,51). Так и Исаия пророк говорит, а Евангелист Матфей его цитирует: "и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали"(Мф. 13,14-17) Он называет блаженными очи души, которые видят и уши ее, которые слышат. Потому что Господь осветил их, исцелив слепорожденную и глухонемую душу.
Таким образом, кто имеет в себе Христа, тому дано будет уразуметь слова Его и принести плоды добрые, которые многократно приумножатся, а кто не имеет, у того отнимется и то слово Христово, которое он услышал своими плотскими ушами - вот кого означает посеянное при дороге в притче о сеятеле: "ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его..." (Мф. 13,19).
Возникает вопрос, а нельзя ли помиловать неразумеющего слово Христово, и просто взять, да и объяснить ему смысл притчи, исцелив слепого и глухого, чтобы лукавый не похитил посеянное в сердце его? Наверное возможно, ведь Богу все возможно, но тогда это будет уже не милостью, а еще большим наказанием для того, кто уразумел волю Господа, и не был готов поверять Ему, следовать за ним и понуждать себя к исполнению заповеданного Им. Именно об этом говорит Господь: "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12,47). Поэтому, неразумение притчей Христовых для неверующих в Него есть милость для них, а для верующих и следующих за Христом - наказание. Но как же Христос определял, кто готов следовать за Ним, а кто нет? Он просто знал сердца людей: "Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке" (Ин. 2,24-25).
Поэтому то Христос объяснял смысл притчей только Своим ученикам. А неверующим века сего Бог ослепил умы, чтобы им не воссиял свет благовествования Божьего (2 Кор. 4,4) так раскрывает смысл слов, сказанных Павлом во втором послании к Коринфянам святой Ириней Лионский. Что подтверждается и другими местами писания:
И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин. 9,39-41). Ведь если бы они слепо ненавидели Христа не видя всех дел, которые сотворил Господь между ними, то не имели бы греха, а теперь видели и возненавидели Его и Его Отца (Ин. 15,24). Но Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня (Рим. 11,8; Втор. 29,4). Об этом же говорит и пророк Божий Исаия: "ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы" (Ис. 29,10). И еще: "Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их" (2 Кор. 3,14).
Итак, Христос говорил с народом притчами, но разъяснял их только ученикам своим затем, чтобы готовые последовать за Ним ученики познали волю Его, а неготовые не уразумели воли Господней. Ведь как говорит Давид, в законе Господнем воля Его (Пс. 1,2). Делал Он это потому, чтобы неготовые делать по воле Его, достойные наказания, не познав волю Господа, были меньше наказываемы. А готовым исполнять волю Его ученикам Он открывал слово Свое, чтобы они познали волю Его и следовали за Ним. И здесь прослеживается величайшая милость и сострадание Божие к грешникам, которым Он уменьшает наказание за неверие их, не позволяя им познать волю Его, до того момента, пока сердца их не будут готовы следовать за Ним.
Умничка! Всё верно, согласен с тобой целиком и полностью!!