У Марка сказано, - Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
В Благовесте от Матфея этому посвящена добрая половина 13 главы. Иисус сам дает ответ на этот вопрос. Но как понять почему одним «дано», а другим «нет«», да и кто и почему одним «дает», а другим «не дает»?
Зачем и почем Иисус так делал? Ведь налицо вроде бы типичная дискриминация (априорное деление людей на «агнцев» и «козлищ»).
Ведь вроде бы глупо и даже лукаво дразнить притчами людей не способных их понять, да и бесполезно как бы тратить свои время и силы на тех, о ком заранее знаешь что им не дано понять.
К тому же в Новом Завете не раз описано как лучшие ученики часто не понимали сами притч Христа (и Ему им приходилось притчи подробно разъяснять). Почему нельзя было «сказать прямо и понятно», почему и зачем говорить притчами?
Я сам это связываю (допускаю что ошибочно) с опросом о том как понять какой сын выполнил волю отца. С тем как и почему мы понимаем или нет друг друга, писания и конечно же Бога (то чего «хочет от нас Бог»).
Эта евангельская загадка ведет мой дух к пониманию духовных корней воли людской (к тому почему и как мы "волим", выбираем и решаем что и как нам понимать и/или делать).
Т.е. я ощущаю в этом парадоксе духовное указание Христа на то, что «будет дано» каждому или «нет» прямо зависит от самого человека, а не от якобы предопределения Божиего (а потому никакой «дискриминации» и нет). Но может быть я ошибаюсь?
А поэтому буду особо благодарен за любые ответы, особенно за рассудительные (помогающие разобраться в смысле и причинах таких странных для людей действий Христа).
Я попробую пояснить это словами Блаж. Феофилакта Болгарского в Толковании на Евангелие от Матфея к гл 13.
Притчами Иисус говорил для того, чтобы показать, что сбылось пророчество о Нем. "Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит : отверзну в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.
Приведено пророчество(см:Пс. 77:2),которое заранее говорило о том, что как Иисус имел учить, именно притчами, чтобы ты не подумал, что Христос изобрёл некоторый новый способ относительно научения. Слово "да" принимай, что оно употреблено для обозначения не причины, но следствия из известного факта, ибо Христос учил таким образом не для того, чтобы исполнилось пророчество, но так, как Он учил в притчах, то из дела оказалось, что пророчество исполнилось на Нём. Без притчи НЕ ГОВОРИЛ ИМ только в то время, ибо Он не всегда говорил в притчах. ИЗРЕК же Господь то, что было скрытым от Сотворения мира, ибо Он Сам явил нам небесные тайны".
На вопрос : почему ученикам Христос разъяснял притчи, у того же автора читаем следующее толкование :
10-12.И, приступив, ученики сказали Ему : для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ : для того, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано. Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет".
Видя многую неясность в том, что сказал Христос, ученики, как общие попечители народа, приступают к Господу с вопросом. Он же говорит ВАМ ДАНО ЗНАТЬ ТАЙНЫ, то есть так как вы имеете настроенность и стремление, то вам дано, а тем, кто не имеет старания, не дано. Ибо получает тот, кто ищет. ИЩИТЕ, сказал, и дастся вам (Мф. 7:7).Смотри же, как здесь Господь сказал притчу, а приняли её одни только ученики, потому что они искали. Итак, хорошо сказано, что тому, кто имеет старание, даётся знание и приумножится, а у того, кто не имеет старания и соответствующей мысли, взято будет и то, что он думал иметь, то есть если кто и малую искру добра имеет, то и ту погасит, не раздувая её духом и не зажигая духовными делами". (Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкования на Св. Евангелие от Матфея. Глава 13).
Умничка! Всё верно, согласен с тобой целиком и полностью!!