Нравственность - это индивидуальная категория. Нравственные качества дают очень важную для познания истины черту, а именно: неискажённое восприятие действительности.
Разве государство, которое является инструментом принуждения, может демонстрировать неискаженное восприятие действительности? Имеется ввиду люди, составляющие эту машину принуждения.
Общество может существовать без власти. Вопрос только о степени сознания его членов. И может без законов ( в актуальном понимании ) вполне, когда достигнутый уровень сознания всех членов общества руководствуется законами высшей жизни. Руководствуется не по принуждению а по такой же необходимости как дыхание или сердцебиение. Что же это за законы высшей жизни?
- По отношению ко всем, с кем мы встречаемся, у нас есть долг. Нет ни одного человека, приходившего в соприкосновение с нами, относительно которого у нас не было бы обязательства. Мерилом управляет не случай и в жизни людей не бывает случайных событий. Каков же Наш долг относительно всех окружающих нас? По отношению к тем, которые поднялись выше нас на ступенях развития — долг уважения и повиновения; по отношению ко всем, кто стоит на одном уровне с нами, долг доброжелательства; внимания и участия; по отношению к тем, то стоит ниже нас, долг покровительства, доброты, помощи и сострадания. Для всех, стремящихся к высшей жизни, выполнение этого долга обязательно; не выполняя его, нельзя достигнуть духовности.
Но если мы и выполним до конца обязанности, предписываемые нам законом высшей жизни, если мы уплатим обязательства, налагаемые на нас происхождением, семейными связями, общественной средой и национальной кармой, то все же останется еще один высший долг, который мы можем поставить перед собою, как светоч, озаряющий наш путь.
Он состоит в том, чтобы каждый, кто вступает в сферу нашего влияния, мог уйти от нас лучшим, чем был до соприкосновения с нами. Если подойдет человек невежественный, а мы обладаем знанием, пусть он отойдет от нас более просвещенным. Если придет к нам человек печальный, путь отойдет он от нас утешенным благодаря тому, что мы разделили его печаль. Если придет к нам беспомощный, пусть он отойдет от нас укрепленный нашей силой, а не униженный сознанием своего бессилия. Будем всегда нежны и терпеливы, кротки и сострадательны ко всем. Не будем суровы в нашей обыденной жизни, чтобы не приводить в смущение других. В мире довольно печали. Пусть человек, достигший духовности, будет источником мира и утешения, пусть он будет светочем, чтобы всем, кто входит в круг его света, становилось легче разыскивать свой путь. Будем судить о степени своей духовности по тому влиянию, которое мы оказываем на других, и будем стремиться, чтобы мир сделался чище, лучше и счастливее от того, что мы живем в нем.
И теперь ответьте, применимы ли эти законы к государству? Если государство достигает такого уровня нравственности оно просто перестает существовать за ненадобностью. Поскольку никого уже не надо ни к чему принуждать.