На самом деле, вопрос хороший. Не менее интересный вопрос: как так получилось, что школьная программа по литературе не только редко включает в себя какие-либо произведения зарубежных классиков или современных писателей (а если и включает, то редко правильно и интересно разбирается на уроке), но и произведения русских классиков распределяет в таком порядке и для таких классов, что трудно понять, зачем тогда вообще они берутся для изучения. Так, "Ревизор" Гоголя, например, проходится в большинстве программ в 8 классе. Может быть, при правильном обучении и нужной нагрузке это и было бы целесообразно. Но в связи с отзывами моих собственных учеников, да и зачастую абсолютным непониманием глубины и особенностей данного произведения даже и взрослыми, можно сделать только один вывод: произведение было и остается проходным. Из всего его глубокого содержания, сатирической наполненности, важных идей и проявления особенностей творчества Гоголя учащиеся усваивают разве только сатирическую составляющую, да и то лишь в самых очевидных моментах и смешных зарисовках, а не как прекрасную карикатуру общества и действительности, актуальную до сих пор. И проходить это произведение, как и многие другие, конечно же, нужно не в 8 классе, а гораздо позднее.
Что же до произведений современных авторов, то, на мой взгляд, изучение их произведений важно и даже необходимо, но почти невозможно, в плане практической значимости. Ведь исходя из вышесказанного, да и общего отсутствия интереса к литературе как учеников, так и их родителей, можно сделать печальный вывод: дети, в основном, не только не знают и не понимают, как анализировать произведение, писать сочинение по нему, выносить какие-то мысли, идеи, уроки, но и не хотят этого. Им не интересно и не нужно это. Это происходит по причине неправильно составленной программы, слишком быстрого и шаблонного изучения сложных произведений, незаинтересованности, как правило, самого учителя в попытке привить детям любовь к чтению. Поэтому для начала просто необходимо поменять программу и сменить ракурс изучения хотя бы произведений русской классической литературы. Далее добавить в уже налаженную и стройную программу классические произведения зарубежных писателей (хотя бы некоторые). А потом уже обязательно включить и произведения современных писателей, которых, в отличие от классики, дети, в основном, знают, которые пишут интересные и актуальные для них произведения. Они же могут помочь заинтересовать тех, кто так и не смог полюбить классику. К тому же как Стругацкие, так и Пелевин (Замятина, насколько я знаю, изучают и включают в программу, пусть даже только одно произведение) создают новые, необычные миры, идеи, способы рассмотреть ту или иную проблему под другим углом, нежели классики русской литературы.
Поэтому здесь скорее вопрос ко всей системе изучения литературы в школе, которая зачастую не может обеспечить полноценного изучения даже имеющихся в программе классических произведений, не то что современной перспективной литературы.