Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему на литературе в школе не изучают современную русскую литературу: Стругацких, Лукьяненко, Замятина, Пелевина?

Литература
Роман Степанов
  ·   · 21,4 K
Я - преподаватель русского языка и литературы...  · 6 июл 2022
На самом деле, вопрос хороший. Не менее интересный вопрос: как так получилось, что школьная программа по литературе не только редко включает в себя какие-либо произведения зарубежных классиков или современных писателей (а если и включает, то редко правильно и интересно разбирается на уроке), но и произведения русских классиков распределяет в таком порядке и для таких классов, что трудно понять, зачем тогда вообще они берутся для изучения. Так, "Ревизор" Гоголя, например, проходится в большинстве программ в 8 классе. Может быть, при правильном обучении и нужной нагрузке это и было бы целесообразно. Но в связи с отзывами моих собственных учеников, да и зачастую абсолютным непониманием глубины и особенностей данного произведения даже и взрослыми, можно сделать только один вывод: произведение было и остается проходным. Из всего его глубокого содержания, сатирической наполненности, важных идей и проявления особенностей творчества Гоголя учащиеся усваивают разве только сатирическую составляющую, да и то лишь в самых очевидных моментах и смешных зарисовках, а не как прекрасную карикатуру общества и действительности, актуальную до сих пор. И проходить это произведение, как и многие другие, конечно же, нужно не в 8 классе, а гораздо позднее. 
Что же до произведений современных авторов, то, на мой взгляд, изучение их произведений важно и даже необходимо, но почти невозможно, в плане практической значимости. Ведь исходя из вышесказанного, да и общего отсутствия интереса к литературе как учеников, так и их родителей, можно сделать печальный вывод: дети, в основном, не только не знают и не понимают, как анализировать произведение, писать сочинение по нему, выносить какие-то мысли, идеи, уроки, но и не хотят этого. Им не интересно и не нужно это. Это происходит по причине неправильно составленной программы, слишком быстрого и шаблонного изучения сложных произведений, незаинтересованности, как правило, самого учителя в попытке привить детям любовь к чтению. Поэтому для начала просто необходимо поменять программу и сменить ракурс изучения хотя бы произведений русской классической литературы. Далее добавить в уже налаженную и стройную программу классические произведения зарубежных писателей (хотя бы некоторые). А потом уже обязательно включить и произведения современных писателей, которых, в отличие от классики, дети, в основном, знают, которые пишут интересные и актуальные для них произведения. Они же могут помочь заинтересовать тех, кто так и не смог полюбить классику. К тому же как Стругацкие, так и Пелевин (Замятина, насколько я знаю, изучают и включают в программу, пусть даже только одно произведение) создают новые, необычные миры, идеи, способы рассмотреть ту или иную проблему под другим углом, нежели классики русской литературы. 
Поэтому здесь скорее вопрос ко всей системе изучения литературы в школе, которая зачастую не может обеспечить полноценного изучения даже имеющихся в программе классических произведений, не то что современной перспективной литературы. 
Дело не в системе, дело в кадрах, вернее в их подготовке. Зачастую возрастные учителя не могут в силу устоявшейся... Читать дальше
Преподаватель, интересуюсь литературой, историей...  · 17 апр 2022
Не единственная, но довольно важная причина - элементарно не хватает времени, учебных часов. На литературу XIX века в школьной программе отводится почти два года (древнерусскую литературу и XVIII век проходят быстро и поверхност... Читать далее
Замятинское "Мы" у меня в программе было в старших классах. Только он не современник, а писал ещё в начале прошлого века.
Навсегда ничего не бывает.  · 16 апр 2022
Чтобы избежать неприятных ситуаций, я в последнее время не отвечаю на вопросы, содержащие алогизмы или обнаруживающие крайнюю некомпетентность.  Если ответишь односложно, можешь показаться снобом (например, на этот вопрос можно... Читать далее
Спасибо,добротный анализ и повествование!
Филолог, литературовед, преподаватель языков, поли...  · 20 дек 2021
Задача школьной программы по литературе - отучить детей от чтения. Цель - уничтожить в обществе критическое мышление и помочь работе государственной пропаганды. Метод - принудительное чтение так называемых "классиков"... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
Оно так, но не подскажите, какие предметы изучают в современной трактовке? Физика - 19век, математика - ещё... Читать дальше
историк идей, теоретик литературы  · 11 нояб 2022
Ни Стругацкие, ни тем более Замятин не являются современной литературой. Замятина можно было бы изучать при чтении антиутопий — как показывают все исследования, антиутопия более чем востребована как жанр среди старшеклассников... Читать далее
1 эксперт не согласен
Нет, потому что в последней части ответа есть очень уж общие суждения, что не позволяет принять ответ в целом... Читать дальше
глокая куздра  · 19 дек 2021
У вас весьма странное понятие о «современной русской литературе», как мне кажется, если вы включаете туда таких авторов как Евгений Замятин (1884-1937) - Замятин, несомненно, важный и интересный писатель, но вряд ли чисто хронол... Читать далее
2 эксперта согласныи1 эксперт не согласен
Понятие "современная литература" естественно, четко не определено. Но есть критерии, по которым Стругацкие входят... Читать дальше
Преподаватель русского языка как иностранного  · 14 нояб 2022
Не знаю, как обстоят дела с программой сейчас, но 15 лет назад, когда я училась в старших классах, Замятина мы изучали. Правда, я училась в профильном гуманитарном классе, у нас было 4-5 часов литературы в неделю. Пелевина не... Читать далее
У урока литературы и читательской конференции по какому-либо автору или произведению РАЗНЫЕ задачи. Никак не... Читать дальше
Преподаватель руского языка и литературы, эксперт...  · 19 дек 2021
Хочу отметить, что Замятин и Пелевин в школьной программе упоминаются. Замятин - особо, так как книга имеет политический подтекст (осуждение тоталитаризма), что было не так давно модной тенденцией. Пелевин как пример постмодерни... Читать далее
Я - переводчик, юрист и поэт. Интересуюсь...  · 12 апр 2022
Мне кажется, дело в инерции. С классиками все давно понятно. Всем ясно, как их преподавать и трактовать, а современная литература таит в себе опасности. Можно преподать что-нибудь не то, не выдержать линию партии, которая, как... Читать далее
1 эксперт согласени1 эксперт не согласен
Во-первых, поверьте мне, тексты Лукьяненко устроены куда примитивнее текстов, простите, Толстого. Просто наугад... Читать дальше
Философия развития человечества и поиск пути для...  · 20 апр 2022
Совершенно очевидно , что школьный предмет литература именно изучает -препарирует литературные произведения на базе устоявшихся канонических прочтений .Самый знакомый всем пример -луч света в тёмном царстве . Был массовый... Читать далее
"Луч света..." -это не Белинский, а Добролюбов.Досадная ошибка, а подрывает доверие ко всему Вашему ответу