Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему на литературе в школе не изучают современную русскую литературу: Стругацких, Лукьяненко, Замятина, Пелевина?

Литература
Роман Степанов
  ·   · 21,4 K
Навсегда ничего не бывает.  · 16 апр 2022
Чтобы избежать неприятных ситуаций, я в последнее время не отвечаю на вопросы, содержащие алогизмы или обнаруживающие крайнюю некомпетентность.  Если ответишь односложно, можешь показаться снобом (например, на этот вопрос можно было ответить так: потому что у урока литературы и читательской конференции по какому-либо автору или произведению РАЗНЫЕ задачи). А если отвечать подробно, получается объёмное эссе. Легче почитать ответы других и отметить свою сопричастность к чужому мнению лайком. Но вот незадача: семь ответов на этот вопрос, а лайкнуть нечего.  
В предыдущих ответах один из авторов заметил: "Мне кажется, дело в инерции". Дело, конечно же, не в инерции, а в том, что автор некомпетентен. В его, так сказать, несовременности или в невладении темой. Во-первых, "преподавать и трактовать"… Это уже лет этак тридцать как устарело. Хороший учитель давно не навязывает "авторитетного мнения", теперь он предлагает  исследовать или анализировать произведение.
Ноша урока литературы – особая ноша.  Существует представление о том, что науки, развиваясь, дифференцируются. Но вот с литературой, как учебным предметом, происходит диаметрально противоположное: она требует глубоких знаний и по лингвистике и истории языков, и по литературоведению, и стилистике, и текстологии, и источниковедению, и, наконец, истории. Причём, по истории - не только в смысле знаний реалий той или иной эпохи, но и истории идей, истории эстетических представлений того или другого времени… Роль учебного предмета литературы связующая. По сути, это уже предмет, который правильнее было бы назвать филологией. Каждый образованный человек должен быть хотя бы немного филологом.
Совершенно ясно, что урок литературы не должен проходить в ракурсе "нравится-не нравится прочитанное" и "что тебе особенно понравилось и запомнилось". Урок литературы помимо того, что даёт начальные сведения по литературоведению, учит пониманию текста. Нужно быть хоть немного лингвистом и очень много – текстологом, потому что, не вдаваясь в потаённый смысл слова и текста (всего текста и его фрагментов), нельзя уяснить мысль, с  которой делится со своим читателем, то есть именно с тобой, автор.
В качестве примера возьмём две строчки из стихотворения о театре Расина О. Мандельштама:
…Я не услышу, обращённый к рампе,
Двойною рифмой оперённый стих…
Вот комментарий одного из исследователей творчества поэта: "Для правильной работы ассоциаций читатель здесь должен знать о парной рифмовке александрийского стиха и о том, что актёры классического театра произносили свои монологи, обращаясь не к партнёру, а к публике, в зал ("к рампе")".
Можно, конечно, сострить: "Так себе примерчик…" Но замечу попутно, что понимание текста это не только его лингвистический анализ, но и умения пользоваться инструментами анализа СЛОВА, и понимание всей стоящей за текстом жизни (и автора, и эпохи). СЛОВА - в широком его понимании, СЛОВА из которого рождается КУЛЬТУРА. И лучше это делать на примере образцового СЛОВА, на примере классической литературы. А это, цитируя автора одного из ответов, как раз "Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов и иже с ними…"
Эти имена – ни в коем случае не "линия партии" и не "проторенная дорога", потому что КУЛЬТУРА человечества движется вперёд не путём линейного перемещения в "пространстве времени", а путём накопления и сохранения ценностей. Чем большими ценностями мы овладели, тем более зорким и адекватным становится наше восприятие нового в культуре.
Отдельный вопрос - проблемы Учебного плана, когда часов на уроки литературы отводится не просто недостаточно, а катастрофически мало.
Поэтому добрый совет: Стругацких, Лукьяненко, Замятина, Пелевина читайте самостоятельно… И будьте филологами, то есть любителями слова, ведь именно этому учат вас уроки литературы.
Спасибо,добротный анализ и повествование!
Преподаватель, интересуюсь литературой, историей...  · 17 апр 2022
Не единственная, но довольно важная причина - элементарно не хватает времени, учебных часов. На литературу XIX века в школьной программе отводится почти два года (древнерусскую литературу и XVIII век проходят быстро и поверхност... Читать далее
Замятинское "Мы" у меня в программе было в старших классах. Только он не современник, а писал ещё в начале прошлого века.
Филолог, литературовед, преподаватель языков, поли...  · 20 дек 2021
Задача школьной программы по литературе - отучить детей от чтения. Цель - уничтожить в обществе критическое мышление и помочь работе государственной пропаганды. Метод - принудительное чтение так называемых "классиков"... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
Оно так, но не подскажите, какие предметы изучают в современной трактовке? Физика - 19век, математика - ещё... Читать дальше
историк идей, теоретик литературы  · 11 нояб 2022
Ни Стругацкие, ни тем более Замятин не являются современной литературой. Замятина можно было бы изучать при чтении антиутопий — как показывают все исследования, антиутопия более чем востребована как жанр среди старшеклассников... Читать далее
1 эксперт не согласен
Нет, потому что в последней части ответа есть очень уж общие суждения, что не позволяет принять ответ в целом... Читать дальше
глокая куздра  · 19 дек 2021
У вас весьма странное понятие о «современной русской литературе», как мне кажется, если вы включаете туда таких авторов как Евгений Замятин (1884-1937) - Замятин, несомненно, важный и интересный писатель, но вряд ли чисто хронол... Читать далее
2 эксперта согласныи1 эксперт не согласен
Понятие "современная литература" естественно, четко не определено. Но есть критерии, по которым Стругацкие входят... Читать дальше
Преподаватель русского языка как иностранного  · 14 нояб 2022
Не знаю, как обстоят дела с программой сейчас, но 15 лет назад, когда я училась в старших классах, Замятина мы изучали. Правда, я училась в профильном гуманитарном классе, у нас было 4-5 часов литературы в неделю. Пелевина не... Читать далее
У урока литературы и читательской конференции по какому-либо автору или произведению РАЗНЫЕ задачи. Никак не... Читать дальше
Преподаватель руского языка и литературы, эксперт...  · 19 дек 2021
Хочу отметить, что Замятин и Пелевин в школьной программе упоминаются. Замятин - особо, так как книга имеет политический подтекст (осуждение тоталитаризма), что было не так давно модной тенденцией. Пелевин как пример постмодерни... Читать далее
Я - преподаватель русского языка и литературы...  · 6 июл 2022
На самом деле, вопрос хороший. Не менее интересный вопрос: как так получилось, что школьная программа по литературе не только редко включает в себя какие-либо произведения зарубежных классиков или современных писателей (а если... Читать далее
Дело не в системе, дело в кадрах, вернее в их подготовке. Зачастую возрастные учителя не могут в силу устоявшейся... Читать дальше
Я - переводчик, юрист и поэт. Интересуюсь...  · 12 апр 2022
Мне кажется, дело в инерции. С классиками все давно понятно. Всем ясно, как их преподавать и трактовать, а современная литература таит в себе опасности. Можно преподать что-нибудь не то, не выдержать линию партии, которая, как... Читать далее
1 эксперт согласени1 эксперт не согласен
Во-первых, поверьте мне, тексты Лукьяненко устроены куда примитивнее текстов, простите, Толстого. Просто наугад... Читать дальше
Философия развития человечества и поиск пути для...  · 20 апр 2022
Совершенно очевидно , что школьный предмет литература именно изучает -препарирует литературные произведения на базе устоявшихся канонических прочтений .Самый знакомый всем пример -луч света в тёмном царстве . Был массовый... Читать далее
"Луч света..." -это не Белинский, а Добролюбов.Досадная ошибка, а подрывает доверие ко всему Вашему ответу