Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Нужно ли отменить ЕГЭ?

ОбразованиеШкола+2
Anton Svobodin
  ·   · 15,8 K
Вольный слушатель  · 16 мар 2018

ЕГЭ, если рассматривать все это как часть системы транзита "школа-университет" по сути своей - чрезвычайно хорош. Все плюсы перечислять не буду, они неоднократно были перечислены выше, это и единый федеральный стандарт образования, и более широкие возможности для поступления в хороший ВУЗ, и снижение коррупционной составляющей (кроме тех регионов, на которые не распространяется законодательство РФ), а также многое другое. Многие оценивают ЕГЭ исходя из его состояния на момент, скажем, 2008, 2009 или даже 2012 г., но за это время была проделана огромная работа и ЕГЭ сейчас - это гораздо более отточенная система, чем 10 или даже 6 лет назад. Большинство недостатков, касающихся непосредственно формы проведения экзамена и его содержания были устранены, о чем даже не все наши политические деятели подозревают, потому что некоторые до сих пор считают, что ЕГЭ - это своего рода лотерея. Сейчас ЕГЭ - это гораздо меньшая лотерея, чем выпускные и вступительные экзамены раньше. Там нельзя просто "угадать" и они полностью лишены влияния человеческого фактора.

В чем же тогда проблема? Проблемы сохраняются на уровне, предваряющем ЕГЭ, а также на уровне последующих событий. Речь о том самом "натаскивании" на ЕГЭ, которым охотно занимаются педагоги и репетиторы, и которые в этом на самом деле не виноваты. Причина в том, что ЕГЭ стал своего рода индикатором качества образования. Министерство подсчитывает средние баллы, которые по идее должны показывать, где учат лучше, а где хуже. И вот после этого начинается неразбериха, которую я считаю главной ошибкой действующей системы.

В своей жизни мы очень часто сталкиваемся с тем, что "усиливают сильных", а "слабых" отправляют на задворки. Мы привыкли к тому, что лучших премируют, а худших выгоняют. Привыкли к тому, что лучшие получают одобрение, а худшие получают порицание. И это абсолютно логично и рационально в большинстве случаев. Но не в этом. Правительство, в лице министерства образования, не может одобрять или порицать эффективность результатов тех, кто напрямую зависит от этого правительства, если они сами где-то не дорабатывают. Результаты зависят от тех денег, которые выделяются на школы (недавнее исследование института социологии РАН показало, что результаты ЕГЭ в регионе напрямую зависят от количества благоустроенных школ), от той системы образования педагогов, которая была выстроена и от многих других факторов.

В стране, в которой все бюджетники поголовно боятся своих начальников создание такой открытой оценки системы эффективности (прошу заметить, эффективность школ и учителей, а не самих себя) и привело к тому, что мы имеем. На мой взгляд именно здесь кроется причина того самого пресловутого "натаскивания", вместо обучения. Просто потому, что любой другой подход либо рискован, либо недоступен педагогу. А объективную оценку своей педагогической деятельности не хочет получить ни учитель, ни школа, ни департамент образования конкретной местности. Поэтому каждый нагнетает обстановку, оказывая давление на нижесидящих, вплоть до педагогов, которые в свою очередь наседают на своих учеников.

ЕГЭ - как транзитный пункт, оказался в итоге очень хорошей задумкой, но к сожалению, он не очень согласован с действующей системой организации школьного образования, не очень согласован с человеческой психологией и первое время был очень непонятен и для самих учителей.

Может кто-то возразит, что без натаскивания результаты были бы действительно плохими. Ну, с этим я не соглашусь. Когда я учился, "натаскивать" начинали только с 10 класса, мне повезло уйти после 9 и 10-11 класс я изучал самостоятельно в течение года, соответственно ЕГЭ сдавал безо всякого участия школы (хотя формально числился учеником вечерки). Конечно, при обучении я ориентировался на тот список компетенций и навыков, который нужен для сдачи ЕГЭ, но этот список не создавался с нуля специально для ЕГЭ - это то, что и так должен был знать выпускник средней школы. И до ЕГЭ и после. И если вы в рамках этого списка знакомы с материалом - вы сдадите ЕГЭ безо всякого натаскивания. Если же вы с ним не знакомы - то это проблема не ЕГЭ. 

Поэтому, на мой взгляд не ЕГЭ надо отменять. Надо скорректировать эту жуткую систему оценки эффективности и создать все условия для того, чтобы педагоги могли заниматься своими прямыми обязанностями.

общественно-политическая сфера  · 14 нояб 2019
ЕГЭ задумывался как инструмент борьбы с коррупцией при поступлении в вузы, которая была такая, что способным абитуриентам из региона в топовые столичные вузы дорога была просто закрыта. Свою роль он выполнил; я поступал в... Читать далее
Политику люблю. Образование высшее.   · 5 нояб 2021
Вы начали как-то не совсем правильно. Те, кто верит в традиционные выпускные и вступительные экзамены именно понимают, что нынешнее образование ведёт к отупению. Так как ЕГЭ ( совсем нетрадиционный)призывает к бестолковым... Читать далее
Думаю, как ученица, сдающая свои ЕГЭ уже на грядущей неделе и жутко из-за этого беспокоящаяся, могу высказаться.  Традиционные экзамены - это, конечно, круто. Доводилось сдавать их в средней школе, да и читала много, так что... Читать далее
Я думаю, что ЕГЭ лучше в идеальном мире. Когда все задания тщательно продуманы и взвешены профессионалами, когда во всех школах обучение идет примерно на одном уровне, когда нет выкладывания ответов в сеть из Владивостока и нет... Читать далее
Аспирант, системный аналитик  · 27 мая 2016
Чтобы ответить на ваш вопрос, прежде всего, необходимо определить значения этих терминов: "лучше", "оценивание" и "знания". Понятно, что существует некоторое множество способов оценки уровня знаний: ЕГЭ, традиционный экзамен... Читать далее
Уважаемый Джамиль, в вузы должны поступать люди-специалисты, имеющие склонность руководить людьми и брать на себя о... Читать дальше
English, хоккей и всего понемногу  · 23 июл 2017
Артур Колесов уловил самую суть: главная проблема сейчас не в форме проверки знаний, а в самом процессе обучения.  ЕГЭ сильно демонизирован. На самом деле, с момента существования он был изменён в лучшую сторону и позволяет... Читать далее
Жена офицера  · 27 мая 2016
10 лет назад, будучи ученицей 10 класса, я проводила опрос как раз по теме данного вопроса. Старшеклассники, студенты, родители, учителя - каждый говорил, что ЕГЭ не подходит для нашей системы образования: шаблонное мышление... Читать далее
Кошатница и хулиганка  · 28 нояб 2016
Пам-пам-пам. А мне с учителями повезло. Нужная информация дается на уроках в достаточных количествах, но интересная лично тебе - увы. Ну невозможно все индивидуализировать с таким количеством детей и учителей, поэтому много... Читать далее
Боюсь, дело не в формате проверки знаний, полученных в школе, а в способе получения этих знаний и вообще в их составе. На данный момент школа одиннадцать лет пытается распихать по полочкам детских мозгов достаточно большой... Читать далее