Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как можно развивать в стране демократию, когда учитель (преподаватель) по имени отчеству, а ученик (студент) по имени и фамилии?

ПсихологияОбщество+1
Павел Саркисян
  ·   · 7,5 K
Преподаватель, управленец  · 24 мая 2016

🤔 Занятно, что вопрос, вызвавший столь оживленное (больше двух десятков ответов, авторы которых уже коммуницируют между собой) обсуждение, самому автору вроде бы и неинтересен - ни одного содержательного комментария, ни одной отметки о том, что ответ принят спрашивающим... Спасибо, коллеги, за ваши ответы хотя бы от меня 😊 

Их наличие позволяет не повторять недоуменное "в огороде бузина, а в Киеве дядька" и не делиться  опытом Вы-Ты'канья в разных периодах и ситуативных контекстах собственной жизни. Здесь я по большей части соглашусь с уже сказанным. Однако, если "демократию" и фигуры вежливости рассмотреть не как тему/содержание вопроса и завязавшегося обсуждения, а как формы таковых, буду возражать и спрашивающему и отвечающим. 🤓 

Если взять вопрос Павла Саркисяна "как есть" и учесть при этом его реакцию на ответы (точнее ее отсутствие), то можно увидеть, что это и не вопрос вовсе (семантически "как" здесь с восклицательным, а не вопросительным знаком), а как минимум три категоричных утверждения: 

  1. Неравенство фигур обращения к ученику и к учителю/преподавателю - плохо/недемократично.

  2. "Демократия" (никак впрочем не определяемая) - хорошо и ее нужно "развивать".

  3. Развивать "демократию" силами (умом, совестью) тех, кто взращен на фигурах неравенства невозможно.

Отвечу на это:

  1. Неравенство фигур обращения вполне адекватно реальному неравенству самих этих суб'ектов в отношении знания. Подлинный ученик, сам приходящий к учителю за тем, чем сам пока не владеет, признает это (иначе зачем идти к учителю?). Настоящий учитель, принимая такое признание как должное, тем обязывает себя помогать ученику (иначе в чем заключается его учительство, как подтверждается?). 

  2. "Демократия" здесь (в образовательном взаимодействии ученик-учитель) не то что "ни при чем", - она здесь разрушительна! В анекдотическим виде об этом эпизод с "Викниксором" и "Косталмедом" в "Республике ШКИД" Белых и Пантелеева, в аналитическом - "Восстание масс" Ортега-и-Гассета. Сказанное не умаляет принципа сотрудничества, взаимного уважения сторон, но сторон различных и неравновесных. "Демократическая" иллюзия паритета - продукт формально-правового равенства ученика и учителя не между собой, а перед третьей инстанцией - законом, образовательным рынком, контролирующей инстанцией и др. 

  3. Принимая демократию (в собственном смысле слова) за желаемый вектор движения, вполне естественного допустить, что грамотный, знающий, ответственный человек - суб'ект такого движения, условие его успешности. И тогда несущественно, насколько демократичны, а точнее - "демократоподобны" некоторые характеристикам деятельности, формирующей, воспитывающей такого суб'екта. 

Итак, возвращаясь к вопросу Павла Саркисяна как к вопросу: Только так (через честное признание неравенства ученика и учителя, выражаемое в том числе и в фигурах обращения) и можно строить желаемое будущее, будь то демократия или что-либо иное. 

P. S. Прошу прощения за "многа букаф". Спасибо за терпение и успехов!!! 😊

В первом же пункте у Вас ошибка. Ученик не может оценивать учителя в его профессиональной сфере. Неравенство это... Читать дальше
психолог-консультант, бизнес-тренер, гештальт-тера...  · 23 мая 2016  ·
id186672748
Павел, кто какую демократию в России ставит целью развивать? Вы прямо как года из 87-го вопрос задали)) Оргкультура учреждений образования относится к иерархической (бюрократической, - здесь это термин, а не ругательство). Как... Читать далее
Психологическая консультация 6000 р. в час, гештальт-терапия 3500 р. Перейти на vk.com/id186672748
"В авторитарном государстве - с какой стати?" Ваш ответ состоит в том, что мы в авторитарном государстве, это... Читать дальше
Web-разработчик с медицинским образованием  · 23 мая 2016

С первого курса медицинского института преподаватели обращались ко мне по имени отчеству, на вы и "коллега". Могу ли я на этом основании предположить, что в Тюмени демократия построена в 1997 году?

врач-педиатр  · 23 мая 2016
В первых строках соглашусь с теми, кто говорит, что такая картина никакне отражает уровень демократии в обществе. Скорее уровень демократии покажет, если это будут регламентировать. Ну и, традиционно, про обращения. Когда сам... Читать далее

Демократия это и равенство. Нет?

историк и киноман  · 23 мая 2016
По-сути, дело действительно не в демократии, а в твоем личном отношении к преподавателю и ученику. В моей жизни было много случаев, когда и своих учителей мы называли "пренебрежительно" по инициалам или по имени, причиной... Читать далее

Выбор это хорошо, но в большинстве случаев выбора не предоставляется: ученики зовутся по фамилии, учитель - по имени отчеству.

Редактор, переводчик  · 23 мая 2016
При чём тут демократия? Сочетание "имя-отчество" — это маркер уважения либо к старшинству, либо к статусу; в паре "преподаватель-ученик" естественной выглядит именно такая модель общения. Обращаются ли в странах развитой... Читать далее

Про развитые страны см. мой ответ ниже.

Юрист, мечта порнографа  · 23 мая 2016
У нас в университете большинство преподавателей обращались к студентам по имени отчеству, кроме молодых преподавателей: они могли обращаться просто по имени в силу незначительной разницы в возрасте.  А вообще, все исходит из... Читать далее
Вы не поняли вопроса ("не вижу связи между развитием демократии и обращением по имени отчеству"). Вопрос о... Читать дальше
Писатель, главред литжурнала "Берлин.Берега" berli...  · 23 мая 2016
В Германии преподаватели обращаются к студентам исключительно "Herr/Frau". Если преподаватель ОЧЕНЬ ХОРОШО знаком со студентом (к примеру, студент пишет у преподавателя не одну работу), то, возможно, преподаватель начнёт... Читать далее

На "вы" - безусловно. Но называть студента "Аркадий Степанович" - это даже круче, чем "герр".

Как правило, преподаватели старше учеников и есть негласная традиция обращаться к людям старше себя на "Вы"и по имени и отчеству( если известно) , профессор ли это или дворник, кассир в магазине, пассажир в метро.  В бытность пр... Читать далее

По фамилии в России это правильно.

Сотрудник группы компаний ФИНАМ  · 23 мая 2016
Как-то испанский аспирант в США мне жаловался, мол ты тут дверь к своему профессору пинком ботинка открываешь, а я вот в Испании к своему профессору должен был у секретарши записаться на приём. Мне кажется, ваш вопрос связан не... Читать далее

мы уже разбегаемся...