Андрей, когда-то давно я искал батюшку (православного священника), чьи объяснения позволили бы мне понять некоторые вещи.
Просто к тому времени в объяснениях богословов я не находил ответы на некоторые свои вопросы.
И тема покаяния была для меня не до конца понятна.
Искал несколько лет. И, таки, нашёл )
Он объяснил мне разницу между осознанием (признанием) своей вины и покаянием.
Не знаю, подойдёт ли вам такой ответ.
Покаяние происходит в тот момент, когда человек абсолютно чётко осознал, что больше он так делать никогда не будет.
Все промежуточные этапы, когда он, например, уже понял, что так не надо, уже не хочет этого делать, но ещё не может справиться со своими порывами (страстями) - это ещё только путь к покаянию (тот самый "путь исправления", о котором, видимо, у вас в вопросе).
Каждое осознание своей неправоты даёт какую-то толику силы перестать так делать. Но справиться пока не удаётся. А покаяние даёт настолько мощный заряд силы, что он побеждает все силы тех страстей о которых идёт речь. Такого заряда хватает на то, чтобы больше никогда так не делать.
Приведу пример. Ребёнок растёт и, в силу неразумия, бывает шалит. Бросается кашей, там... смахивает посуду со стола... Он делает это не просто так, он закрывает какую-то свою потребность - повеселиться, поесть конфет вместо каши, поразвлекать братьев...
Если спросить, кто это делает, он запираться не будет, признает. Можно даже объяснить ему, что так делать не хорошо. Где-то он вас поймёт и даже согласится. Но в моменте, даже когда он будет сопротивляться своему желанию повеселиться, оно снова может взять верх...
И вот в какой-то момент он дозревает и, вдруг, осознаёт, что он делает. Он понимает, что веселье его наносит большой вред близким людям. А он, оказывается, хочет, чтобы они были счастливы... (ну, или ещё какой-то инсайт ловит)...
И тут отчётливо видит, что больше он так никогда делать не будет. Это и есть момент покаяния.
Вот примерно так мне батюшка и объяснил.
Возможно, это как-то поможет вам для себя объяснить, что богословы имеют ввиду, когда пишут: "нужно покаяться", не "вставай на путь исправления".
Я думаю, что это так называемая "профессорская болезнь". Для профессора многое очевидно. Поэтому он опускает это многое в своих объяснениях, и студентам не понятно. Для богослова, который жизнь положил на рассуждения и осмысление, уже многое понятно. Он и говорит последнее звено в цепочке рассуждений. А мы потом пытаемся разобраться, что же он под этим подразумевал )