Мне кажется, что ответ на такой вопрос следует начать с того, что аудитории уже предложен "анонимный ответ" на него, тогда как прежде часто встречались "анонимые" вопросы.
Из этого факта можно заключить, что ведутся изыскания в направлении создания "искусственного разума" для организационных нужд Яндекса как бизнес-предприятия; что довольно актуально для последних десятилетий.
Манипуляция как естественное средство добывания интересующей информации может производиться в широком диапазоне многообразия субъектов - от отдельных лиц до отчасти организованных "сообществ" планетарного масштаба.
Манипуляция влияет на состояние субъектного восприятия текущей ситуации и, следовательно, учитывая масшабность её применимости, мы должны предположить существование теоретической категории, именуемой "общественным сознанием" и её практического аналога - "массового сознания".
Любой субъект сознательно решивший манипулировать в собственных интересах восприятием людей будет стремиться к эффективному использованию этого средства.
Поскольку любое влияние может быть как эффективным, так и неэффективным, постольку все субъекты, использующие средства манипуляции, стремятся не афишировать свою заинтересованность в притоке новых идей, опасаясь усиления конкуренции… чем неосознанно ограничивают собственные возможности, то есть, делают её менее эффективной.
Таким образом мы приходим к заключению (не обращаясь к психологии), что сознательная манипуляция, принципиально, не отличается от неосознаваемой в условиях капитализма (торжества предприимчивости).