Как-то лягушка спросила сороконожку - а как ты узнаёшь, какую ногу ставить а какую поднимать? Сороконожка задумалась, и вдруг осознала, что не знает как её поступить. Как ей теперь двигаться легко и просто. Ей стало трудно "забыть" и не думать о том, что было естественным процессом, который шёл сам по себе и радовал. И лишь спустя время, когда она увидела вкусную ягоду и захотела её съесть, она забыв про всё на свете, стремглав побежала за своей добычей. И она совершенно не думала про свои ножки, а думала про то, как будет рада от вкусной ягоды.
Все мысли, которые есть у вас в голове, высказываются совершенно свободно. Опасаясь того, что вы сморозите нелепицу, превращает непроизвольный процесс общения в рваный и искусственно управляемый. и он тут же теряет свою импровизационную гибкость. Вы хотите быть "художником", но рисуете "квадраты и треугольники, используя шаблонную линейку. О том, что процесс искусственно задавлен, говорит то, что ваши удачные мысли приходят к вам после того, как вы вышли из зоны напряжения и вашим удачным мыслям находится место. Как только вы "забываете" что нужно быть "эффективным" и гибким в общении, как только покидаете ситуацию напряжения, то все мысли что и до этого были там, устремляются в ваше сознание. В голове словно две противоборствующие команды: одна кричит - Не опозорься! Не подведи!
А другая еле слышно говорит: на вообще-то я молодец и всё и так могу сказать. Но голос первой перекрывает голос второй. И когда одна смолкает, вы наконец-то способны услышать себя. Нельзя напряжением внутренних сил стать более умным и более компетентным. Это пустое усилие, которое только отнимает внимание от той деятельности, которая вам нужна. Сменить фокус внимания со своих опасений можно, если сменить идею "чтобы такого сказать умного" на внимание к тому, что говорит вам собеседник. Если мы с вами будем помнить, что в массе своей любой диалог, это в 90% самопрезентация, то вам станет понятно, что человеку важно не то что говорите вы, а то, что он говорит о себе. Хотите быть лучшим собеседником, говорите о своём собеседнике. Интересуйтесь им и тем что он говорит. Когда вы будете пытаться говорить о себе, вы сразу почувствуете то, что люди стараются вернуть внимание на себя, к примеру осмеяв ваш вывод. Это потому, что им самим нравится стоять на "сцене" в лучах вашего внимания. Впрочем, как и вам. Но если вы будете смотреть и думать о том, что говорит собеседник, как он говорит, что с ним происходит, то вы перестанете думать о том, "какую ногу ставить после того, как поднял 17-ю".
Итак, любое общение, это чаще всего самопрезентация. Каждый человек, говорит что-то, что говорит о нём самом. Станьте исследователем чужих монологов, тогда ваш станет более свободным. И вот ещё, некоторым людям, вам даже расхочется что-то отвечать. Просто потому, что это перестанет иметь значения для вас.
Коммуникативные навыки, это прежде всего практика. Но практика с опорой на теоретические знания о структуре построения коммуникации. В речи, как в деятельности, существуют свои правила. И если мы просто говорим и произносим слова и звуки, это вовсе не означает, что мы освоили столь непростую науку, как правильное построение общения.
Если хотите немного это подтянуть, то стоит уделить внимание именно теоретическим основаниям речевых коммуникативных актов. Впрочем, они бываю и не речевые. Указание пальцем или жест рукой, это тоже коммуникация, но она уже нуждается в контексте события. Отдельно от события это может быть чем угодно.
В общем, думаю, вам будет полезно то что я тут написал, а вы со своей стороны потратите силы на поиск подходящей литературы. Лично мне нравится Р.В. Клюев "Речевая коммуникация". Книга довольно насыщенная, но она того стоит.