Я с самого начала танцевала от любимого периода. Пришла на истфак с желанием писать про XVII век вообще и старообрядцев в частности, так что первая курсовая была про социальные связи Аввакума. Вторая курсовая получилась с филологическим уклоном, про видения в русской литературе XVII века — потому что так предложил научник, а я согласилась, не особо рефлексируя. Дальше у нас возникли сложности. Мы рассмотрели много вариантов — либо мне не нравилось то, что предлагал научник, либо не хватало источников. Главная проблема была в том, что я, несмотря на приличную оценку, осталась недовольна прошлой курсовой и очень хотела поработать с делопроизводством, в идеале в архиве. А научник не понимал, почему студентов вообще и меня в частности так тянет в архив, и предлагал и дальше писать на опубликованных литературных источников. В итоге я увидела у другого преподавателя классную тему, как раз завязанную на делопроизводстве, и быстро ушла к нему. Это оказалось моим самым успешным решением за всё время учёбы: с этой темой я работаю уже пятый год, поступила с ней в аспирантуру и совершенно ей довольна. Есть мнение, что ни в коем случае нельзя брать тему, от которой ты тащишься, потому что велика вероятность быстро её возненавидеть. По мне, так это обман, чтобы набрать классы (хотя, признаюсь, моя любовь к сибирским крестьянам иногда приобретает мазохистские оттенки) :)
Что имеем в итоге? Во-первых, мне кажется, что выбор темы это как сочинение стихов: есть давно установленные законы и правила, но по факту это всё равно результат вдохновения и множества сложившихся случайностей (когда б вы знали, из какого сора рождаются темы исследований...).
Во-вторых, актуальность и новизна при выборе темы, конечно, важны. Однако, на самом-то деле, какую-никакую актуальность можно прописать практически для чего угодно. А вот если источников нет, ничего не выйдет. Нам, студентам, несколько раз говорили, что при поиске темы логично исходить из источниковой базы. А для этого важно хорошо разбираться в институциональной истории ну и вообще шарить за «фактуру». В общем, да.
В-третьих, при выборе темы вредно слушать родителей/друзей с соседнего факультета/бабушку из соседнего подъезда, которые говорят, что ты занимаешься ерундой, а всему прогрессивному человечеству надо писать об истории СССР, российско-американских связях или культуральной истории (ничего не имею против всего перечисленного). Если вы своей ерундой занимаетесь качественно и с любовью, то придёте к успеху быстрее, чем если возьмёте что-то модное-практичное, но неблизкое себе.
В-четвёртых, всегда можно (и, наверное, нужно) исходить из историографической ситуации. Посмотреть, о чём писали не слишком много, но и не слишком мало, как подходили к теме, какие хронологические и географические рамки брали или не брали.
Как-то так всё: одновременно сложно и легко!