Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как историку научиться говорить с широкой аудиторией на понятном ей языке и при этом избежать чрезмерного упрощения?

Этот вопрос приурочен к конкурсу "Битва истфаков", который проводит журнал Proshloe.
История
Маша Фесенко
  ·   · 5,6 K
Редактор журнала Proshloe  · 6 сент 2021
Сначала нужно определиться с этой самой аудиторией. Если, скажем, попробовать прочитать публичную лекцию в надежде охватить всех, от детсадовцев до интересующихся, то и те, и другие неизбежно заскучают: первые ничего не поймут, вторые и так всё уже знают. Кстати, в самой ориентации на тех же детсадовцев нет ничего плохого, особенно если учесть, как мало этим в принципе занимаются и к решению сколь многих проблем можно было бы хотя бы подступиться, если бы популяризация науки (любой) и правда охватывала бы все возраста от маленьких детей до пенсионеров.
Но, предположим, вы определились с аудиторией, и, как большинство популяризаторов, решили сконцентрироваться на взрослых людях, которые школу уже окончили и, более того, даже заинтересованы в том, чтобы вас слушать. Проблема в том, что даже тут нет готового рецепта. Лучшее, что можно посоветовать, это в самом начале работы над материалом определиться с тем, что конкретно вы хотите донести до своей аудитории, и уже вокруг этого строить всё остальное. Уже под это ядро вашего материала стоит подобрать формат, именно оно определяет, где проходит грань «чрезмерного упрощения».
Кроме того, как бы интересна ни была эта тема лично вам, надо помнить, что она вовсе не обязательно будет так же интересна вашей аудитории. Очень часто широкая аудитория даже не подозревает о существовании ни ваших источников, ни самой проблемы, которой вы занимаетесь. Задача объяснить, почему то, что вы рассказываете, важно и интересно, тоже ложится на ваши плечи, и начать свой рассказ следует именно с этого.
Наконец, помимо «чрезмерного упрощения» надо бояться также «чрезмерного усложнения». Да, не стоит с водой выплёскивать и ребёнка, но воду слить всё-таки стоит. Если что-то не имеет прямого отношения к ядру вашего материала, значит, это можно упростить (и обязательно предупредить, что вот это и это вы упрощаете потому-то и потому-то). Не надо в одной статье пытаться охватить сразу всё, ваш рассказ от этого только потеряет свою связность и больше запутает, чем что-то объяснит и кого-то заинтересует.
Наконец, после того, как материал готов хотя бы в черновом варианте – протестируйте его. У вас наверняка есть друзья или родственники, которые ничего не понимают в том, что вы делаете. И если даже эта аудитория, изначально к вам благосклонная, по ходу дела заскучает и по итогам ничего не поймёт, то широкая аудитория не поймёт и подавно.
Всероссийский конкурс Битва ИстфаковПерейти на proshloe.com/hisbat
эмигрировала в XVII век  · 3 сент 2021  ·
tamozhnya_m
Я глубоко убеждена, что историк не только может, но и должен говорить понятно. И не только с широкой аудиторией, но и в исследованиях в целом. Термины и концепции, разумеется, неизбежны для научного текста. Однако, если мой... Читать далее
Уважаемая Мария!Замечательный ответ.История,наука изучающая реальные исторические события развития цивилизации, на... Читать дальше
Кандидат исторических наук. Специалист по истории...  · 3 сент 2021  ·
asocial_gumoMEM
Вопрос на самом деле сложный. Проблема ведь не только в историке, который говорит непонятно, но и в том, что часто люди хотят услышать "настоящую правду", а не рассуждения о том, как все на самом деле сложно и неоднозначно. И... Читать далее
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
Историк-имаголог и китаист из Вышки, хобби медиеви...  · 3 сент 2021
Мне кажется, нужно представлять и примерно понимать, на какую аудиторию ты идёшь. Если это дети младшей школы - без упрощения никак. Если это прошедшие ЕГЭ по истории - в целом, можно не упрощать. Понятно, что для коллектива... Читать далее
про восток и запад пишу тутПерейти на t.me/vostokbezchilla
Историк, специалистка в области научной коммуникац...  · 3 сент 2021  · letnyayashkola.org/humacademskills
Тренироваться: рассказывать о своём исследовании всегда, когда это уместно. Объяснять все логические повороты, не думая, что что-то само собой разумеется, не чураться метафор и шуток. И поменьше высокомерия: люди не глупые. Мне... Читать далее
Люди не глупые? Люди отказались от социализма, это не глупость? 30 лет новая власть обманывает каждый день, а люди... Читать дальше
Аспирантка исторического факультета МГУ им. М.В...  · 3 сент 2021
Я полагаю, нужно стараться: - не нарушать логику текста (или устного выступления) - объяснять термины и понятия по мере их упоминания - самостоятельно ставить к материалу вопросы, которые могут возникнуть у аудитории -... Читать далее
Моя страница в научной системе МГУ "ИСТИНА":Перейти на istina.msu.ru/profile/dasevo
Историк. Работаю в сфере образования. Администрат...  · 4 сент 2021  · исторический-сайт.рф
Никак. Упрощать, проводить аналогии с понятными для других людей вещами, процессами придется в любом случае. Всегда нужно отталкиваться от того какая аудитория. Если аудитория очень широкая, то, на мой взгляд, нужно исходить из... Читать далее
Телеграм-канал "Новости истории и археологии"Перейти на t.me/historyarchnews
Спасибо за ваш ответ!
Пенсионер   · 3 сент 2021
Вопрос несколько удивил. Как я понимаю, выпускники истфаков в массе своей идут именно преподавателями, а это автоматически подразумевает овладение всем необходимым инструментарием для интересного и доходчивого донесения... Читать далее
Освоила несколько профессий, не связанных между...  · 3 сент 2021
Я думаю, что в общении с широкой аудиторией главное не показать как много ты знаешь исторических термином, а донести до слушателей суть исторических процессов. Мне на уроках нередко приходится сталкиваться с непониманием це... Читать далее
1 эксперт согласен
Врач,учитель Животноводство,здоровье,вакцинация,ис...  · 5 сент 2021
По второму образованию я учитель.Работаю преподавателем в университете.Широкой аудиторией можно назвать и студентов которым я преподаю.На этот вопрос сложно однозначно ответить.Но думаю,самое главное,практика.Навыки приходят... Читать далее