Вопрос на самом деле сложный. Проблема ведь не только в историке, который говорит непонятно, но и в том, что часто люди хотят услышать "настоящую правду", а не рассуждения о том, как все на самом деле сложно и неоднозначно. И вот как выдержать баланс между подачей сложной информации и неизбежным ее упрощением - на это нет ответа. Особенно в тех случаях, когда действуют определенные хронологические ограничения (урок, пара, часовая открытая лекция), а также ограничения восприятия (ну не будет никто читать лонгриды на десяток-другой страниц). Соответственно вопрос превращается в такой: как за короткое время и в небольшом объеме выдать достоверную историческую информацию.
Говоря о личном опыте, я вот выступаю в трех ипостасях: как исследователь, как педагог и как популяризатор. В первом случае я ограничиваюсь научными статьями, которые почти никто не читает (это вообще беда науки - мы все работаем по узким темам, за пределами которых некогда читать новые исследования), а потому в них довольно много специальной терминологии, хотя я всегда стараюсь прописать те определения, которыми пользуюсь. Как педагог я, как правило, веду дисциплины, по которым научной работой не занимаюсь. Поэтому тут я стараюсь адаптировать чужие исследования до уровня восприятия студентов. Поэтому на парах часто использую анекдоты или цитаты из фильмов, литературных произведений, чтобы акцентировать внимание на том или ином факте. Понятно, что отдельные аспекты приходится упускать, причем сознательно, ибо учебный курс не резиновый. Вообще я стараюсь дать больше общих представлений, понимание тех или иных тенденций, а самое главное - понимание сложности исторического процесса. А конкретные факты студенты потом всегда смогут найти, если им понадобится. Что же касается просветительской деятельности, то тут я сам выбираю те темы, которые мне интересны, в которых я достаточно погрузился и понимаю, что имеет смысла преподать более выпукло, а что проигнорировать. При этом на своих публичных лекциях я часто использую исторические мемы, вообще стараюсь дать визуальное сопровождение через презентации с большим количеством иллюстраций, карт.