Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как историку научиться говорить с широкой аудиторией на понятном ей языке и при этом избежать чрезмерного упрощения?

Этот вопрос приурочен к конкурсу "Битва истфаков", который проводит журнал Proshloe.
История
Маша Фесенко
  ·   · 5,6 K
Кандидат исторических наук. Специалист по истории...  · 3 сент 2021  ·
asocial_gumoMEM
Вопрос на самом деле сложный. Проблема ведь не только в историке, который говорит непонятно, но и в том, что часто люди хотят услышать "настоящую правду", а не рассуждения о том, как все на самом деле сложно и неоднозначно. И вот как выдержать баланс между подачей сложной информации и неизбежным ее упрощением - на это нет ответа. Особенно в тех случаях, когда действуют определенные хронологические ограничения (урок, пара, часовая открытая лекция), а также ограничения восприятия (ну не будет никто читать лонгриды на десяток-другой страниц). Соответственно вопрос превращается в такой: как за короткое время и в небольшом объеме выдать достоверную историческую информацию.
Говоря о личном опыте, я вот выступаю в трех ипостасях: как исследователь, как педагог и как популяризатор. В первом случае я ограничиваюсь научными статьями, которые почти никто не читает (это вообще беда науки - мы все работаем по узким темам, за пределами которых некогда читать новые исследования), а потому в них довольно много специальной терминологии, хотя я всегда стараюсь прописать те определения, которыми пользуюсь. Как педагог я, как правило, веду дисциплины, по которым научной работой не занимаюсь. Поэтому тут я стараюсь адаптировать чужие исследования до уровня восприятия студентов. Поэтому на парах часто использую анекдоты или цитаты из фильмов, литературных произведений, чтобы акцентировать внимание на том или ином факте. Понятно, что отдельные аспекты приходится упускать, причем сознательно, ибо учебный курс не резиновый. Вообще я стараюсь дать больше общих представлений, понимание тех или иных тенденций, а самое главное - понимание сложности исторического процесса. А конкретные факты студенты потом всегда смогут найти, если им понадобится. Что же касается просветительской деятельности, то тут я сам выбираю те темы, которые мне интересны, в которых я достаточно погрузился и понимаю, что имеет смысла преподать более выпукло, а что проигнорировать. При этом на своих публичных лекциях я часто использую исторические мемы, вообще стараюсь дать визуальное сопровождение через презентации с большим количеством иллюстраций, карт.
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
Редактор журнала Proshloe  · 6 сент 2021
Сначала нужно определиться с этой самой аудиторией. Если, скажем, попробовать прочитать публичную лекцию в надежде охватить всех, от детсадовцев до интересующихся, то и те, и другие неизбежно заскучают: первые ничего не поймут... Читать далее
Всероссийский конкурс Битва ИстфаковПерейти на proshloe.com/hisbat
эмигрировала в XVII век  · 3 сент 2021  ·
tamozhnya_m
Я глубоко убеждена, что историк не только может, но и должен говорить понятно. И не только с широкой аудиторией, но и в исследованиях в целом. Термины и концепции, разумеется, неизбежны для научного текста. Однако, если мой... Читать далее
Уважаемая Мария!Замечательный ответ.История,наука изучающая реальные исторические события развития цивилизации, на... Читать дальше
Историк-имаголог и китаист из Вышки, хобби медиеви...  · 3 сент 2021
Мне кажется, нужно представлять и примерно понимать, на какую аудиторию ты идёшь. Если это дети младшей школы - без упрощения никак. Если это прошедшие ЕГЭ по истории - в целом, можно не упрощать. Понятно, что для коллектива... Читать далее
про восток и запад пишу тутПерейти на t.me/vostokbezchilla
Историк, специалистка в области научной коммуникац...  · 3 сент 2021  · letnyayashkola.org/humacademskills
Тренироваться: рассказывать о своём исследовании всегда, когда это уместно. Объяснять все логические повороты, не думая, что что-то само собой разумеется, не чураться метафор и шуток. И поменьше высокомерия: люди не глупые. Мне... Читать далее
Люди не глупые? Люди отказались от социализма, это не глупость? 30 лет новая власть обманывает каждый день, а люди... Читать дальше
Аспирантка исторического факультета МГУ им. М.В...  · 3 сент 2021
Я полагаю, нужно стараться: - не нарушать логику текста (или устного выступления) - объяснять термины и понятия по мере их упоминания - самостоятельно ставить к материалу вопросы, которые могут возникнуть у аудитории -... Читать далее
Моя страница в научной системе МГУ "ИСТИНА":Перейти на istina.msu.ru/profile/dasevo
Историк. Работаю в сфере образования. Администрат...  · 4 сент 2021  · исторический-сайт.рф
Никак. Упрощать, проводить аналогии с понятными для других людей вещами, процессами придется в любом случае. Всегда нужно отталкиваться от того какая аудитория. Если аудитория очень широкая, то, на мой взгляд, нужно исходить из... Читать далее
Телеграм-канал "Новости истории и археологии"Перейти на t.me/historyarchnews
Спасибо за ваш ответ!
Пенсионер   · 3 сент 2021
Вопрос несколько удивил. Как я понимаю, выпускники истфаков в массе своей идут именно преподавателями, а это автоматически подразумевает овладение всем необходимым инструментарием для интересного и доходчивого донесения... Читать далее
Освоила несколько профессий, не связанных между...  · 3 сент 2021
Я думаю, что в общении с широкой аудиторией главное не показать как много ты знаешь исторических термином, а донести до слушателей суть исторических процессов. Мне на уроках нередко приходится сталкиваться с непониманием це... Читать далее
1 эксперт согласен
Врач,учитель Животноводство,здоровье,вакцинация,ис...  · 5 сент 2021
По второму образованию я учитель.Работаю преподавателем в университете.Широкой аудиторией можно назвать и студентов которым я преподаю.На этот вопрос сложно однозначно ответить.Но думаю,самое главное,практика.Навыки приходят... Читать далее