В тоталитарных государствах подавляется стремление к самостоятельному политическому мышлению, сомнения и критический взгляд на насаждаемую идеологию строго запрещены, уровень инфантилизма населения повышается.
Как только в СССР стала исчезать монополия на идеологию, инфантильная часть населения потянулась к альтернативным авторитетам, ко всяким гуру и колдунам. После распада СССР процесс усилился.
В более раннем СССР такая потребность тоже была, были и секты, но государство боролось с конкурентами, их деятельность в основном пресекалась силовыми структурами, публичная информация о них сильно цензурировалась. Навскидку могу вспомнить переживших ещё сталинские репрессии, но продолжавших фрагментарное существование толстовцев и рерихианцев. С середины 70-х довольно широкую известность (а с 1982-го и всесоюзную - после статьи в Огоньке) получила секта Порфирия Иванова "Детка". В 1985-м погиб знаменитый актёр Талгат Нигматулин, его забили до смерти члены секты "Четвёртый путь", в которой Нигматулин состоял с 1981-го года. С конца 70-х годов начался подъём русского неоязычества, движение получило мощный дополнительный импульс после выхода в 1981-м году романа Чивилихина "Память". С 1981-го года начало набирать популярность псевдонаучное учение (а по факту - неоязыческая секта) "Новая хронология" Фоменко и Носовского.
Я уж не говорю про Чумака с Кашпировским и про их многочисленных подражателей, расплодившихся в СССР с конца 80-х годов.
Советская идеология, советская пропаганда, сами того не желая, создавали очень питательную почву для существования сект и веры в оккультизм. Ничего удивительного, что многие советские люди, оказавшиеся после падения СССР без "единственно правильного учения", бросились искать себе новых кумиров.