Сошлюсь на книгу Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций» (1996) и мой краткий конспект этой книги: medium.com
Можно говорить, что европейские ценности были навязаны миру как «универсальные» лишь в период с XV по середину XX века. До этого периода мир был многополярным, и начиная с середины XX века он вновь стал становиться всё более и более многополярным, мы являемся живыми свидетелями этого становления.
Хантингон утверждает, что мир состоит из разных цивилизаций. Каждая цивилизация характеризуется своими особым набором признаков, отличающих её от другой цивилизации, прежде всего это: язык, обычаи, история, религия, социальные институты. Люди разных цивилизаций по-разному смотрят на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления о соотносительной значимости прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии. Эти различия складывались столетиями и не исчезнут в обозримом будущем. Они более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами.
Всего насчитывают 15 важнейших цивилизаций, из которых 7 уже исчезли (месопотамская, египетская, критская, классическая, византийская, центрально-американская, андская), а 8 продолжают существовать (китайская, японская, индуистская, исламская, западная, латиноамериканская, африканская и русская).
До XV века взаимодействие между цивилизациями носит случайный и фрагментарный характер. Идеи и технологии передаются из одной цивилизации в другую, но зачастую для этого требуются столетия. Связь и коммерческие взаимоотношения затруднялись расстояниями, которые разделяли цивилизации, и ограниченным количеством транспортных средств, способных пересечь эти расстояния. В то время как в Средиземном море и Индийском океане еще велась какая-то торговля, пересекающие степь лошади, караваны и речной флот были единственным средством передвижения, с помощью которого цивилизации были связаны вместе и поддерживали контакты друг с другом.
Однако между XI и XIII столетиями европейская культура начала бурно развиваться, чему способствовало систематическое усвоение подходящих достижений более развитых цивилизаций — исламской и византийской, а также адаптация этого наследия в особые условия и интересы Запада. А начиная с XV века начинается агрессивная экспансия западной цивилизации. Случайные и непродолжительные контакты между цивилизациями на 400 лет уступили место непрерывному и однонаправленному воздействию Запада на все остальные цивилизации и подчинение их.
Непосредственной причиной экспансии Запада была технология: изобретение средств океанской навигации для достижения далеких стран и развитие военного потенциала для покорения их народов. Запад завоевал мир не из-за превосходства своих идей, ценностей или религии (в которую было обращено лишь небольшое количество представителей других цивилизаций), но скорее превосходством в применении организованного насилия.
Были полностью уничтожены андская и мезоамериканская цивилизации, а все остальные (кроме японской и русской) превращены в колонии. В 1800 году европейцы контролировали 35% поверхности суши, а в 1914 уже 84%.
В этот период «цивилизация» как термин стала означать одну западную цивилизацию. Все остальные цивилизации стали считаться просто варварами или дикарями. Соответственно и европейские культура, и ценности, стали считаться общечеловеческими.
В XX веке в Россию, а затем в Китай пришла идеология марксизма, которая была предложена миру как альтернатива либеральной идеологии запада. А после Второй Мировой войны наступила эпоха «холодной войны», и мир разделился на три части. Группа капиталистических стран во главе с США противостояла идеологически, экономически и военным способом группе коммунистических стран, ведомых СССР. Этот конфликт в значительной степени проявлялся за пределами двух лагерей — в «третьем мире», который состоял зачастую из бедных, политически нестабильных стран, которые лишь недавно обрели независимость от Запада.
Таким образом, в XX веке взаимоотношения между цивилизациями перешли от фазы, характеризующейся однонаправленным влиянием одной цивилизации на все остальные, к этапу интенсивных, непрерывных и разнонаправленных взаимоотношений между всеми цивилизациями. Завершилась «экспансия Запада» и началось «восстание против Запада». Неравномерно, с паузами и «отыгрываниями», могущество Запада стало ослабевать по сравнению с влиянием других цивилизаций. Уже не являясь просто объектами создаваемой Западом истории, не-западные общества быстро становились движущими силами и создателями как своей собственной, так и западной истории.
Глобальная политическая география, таким образом, изменилась: вместо одного мира в 1920 году на карте появилось три мира в 1960-м и более чем полдесятка миров в 1990-х. Каждая цивилизация видит себя центром мира и пишет свою историю как центральный сюжет истории человечества.
Справедливо.