Европейцы объявили об этом в районе 1789 года, когда произошла Великая французская революция. В это время была сформулирована основная политическая идея современного мира: человек в состоянии определять собственную жизнь по своему усмотрению; если вам не нравится общество, в котором вы живете, вы можете придумывать аргументы о возможности лучшего мира и менять его. Общечеловеческие ценности, стоящие за этой идеей, и появляющиеся в ту же эпоху, отличались минимализмом: человек имеет право на жизнь, право на свободу, включая свободное выражение своих мыслей. Особого противоречия с китайскими или индийскими интеллектуальными традициями здесь еще, как можно видеть, не возникает.
К тому моменту Европа в силу ряда факторов распространила свое политическое влияние на весь мир. Среди этих факторов развитие науки, оказавшейся тесно связанной с практикой и изобретениями (например, книгопечатание после Гутенберга стало выгодным бизнесом), влияние христианских политических и социальных институтов, включая Реформацию и религиозные войны, становление права частной собственности, развитие парламентского представительства (особенно в Англии), первая версия глобализации и становление сети глобальной торговли, контролирующейся европейцами. Чтобы эффективно противостоять европейцам, правителям других регионов мира приходилось заимствовать технологии, инженеров, реформировать армию и систему управления по западному образцу, - что вело к дальнейшему распространению западных ценностей. Кстати, противостоять растущему влиянию Европы не смог практически никто кроме российского реформатора Петра Великого, отбросившего одну из крупных европейских империй своего времени - Швецию.
Китайская культура имела шансы на глобальную экспансию в начале XV века: за шестьдесят лет до португальских каравелл в Индийском океане появились грозные эскадры китайского адмирала Чжен Хэ. Но в итоге программа океанского флота в Китае была свернута - видимо, в результате дворцовых интриг. Китайцы на многие века потеряли интерес к «варварам» и считали свою культуру самодостаточной. Индия же много веков была гигантской цивилизацией с индуистской и мусульманской культурой, центром мировой промышленности, в частности текстильной, и торговли. Но как раз в тот момент, когда на субконтиненте появились первые европейские торговцы и военные, Индия переживала эпоху кровавого внутреннего конфликта и была очень слаба.
Могли ли китайцы или индусы создать глобальную цивилизацию? Могли ли эти культуры выработать собственные общечеловеческие ценности, убедительные для людей по всему миру? Возможны ли принципиально другие общечеловеческие ценности? Это, пожалуй, вопрос к авторам хорошей научной фантастики в жанре альтернативной истории. Но на последний вопрос я бы все же отвечал отрицательно.
христиане ващет читают тупо...просто молятся...но найдено Евангилее "от Иуды Искариота"....
Справедливо.