Многие науки, в том числе история, религиоведение, антропология, в нашем мире являются европоцентричными. То есть, где бы таковые науки не появились, своё развитие до наших дней эти науки получили в Европе. Именно по этому практически всю философию первым делом сравнивают с античной (а не с конфуцианством), всю историю примеряют к событиям Европы, все религии тоже сравнивают с европейскими.
Вообще, когда религии как явление только начинали исследовать, Европа была глубоко христианской, и ни о каком атеизме речи не шло. Разумеется первые исследователи-христиане полагали христианство венцом развития религиозной мысли, а всё, что происходило ранее "детством человечества" и чем-то примитивным.
Конечно сейчас такая точка зрения, при углублённом изучении вопроса отвергается. Чем больше мы узнаём о ранних формах религий, тем большую сложность в них видим, и что самое интересное - тем больше сходств и параллелей находим в более позднем христианстве. Оно ведь тоже не на пустом месте появилось, а стало продолжателем местных языческих культов. Тут наоборот можно сказать, что христианство по многим вопросам выступило как упрощение религиозной мысли, в сравнении с более запутанными и сложными предшественниками.
В любом случае, кратко ответ можно резюмировать так:
- Кто? Первые исследователи-христиане.
- Критерии примитивности? Их нет. А все попытки такие критерии создать провалились, так как ранние формы религии были посложнее чем ожно описать в любых критериях.
- Считается ли так сейчас? На профессиональном уровне нет. Вероятно в апологетике или научпопе ещё можно встретить оборот "примитивные религии", но там где эти самые религии изучаются так давно не пишут.