Напишу, как человек, который сдавал школьные экзамены в далёком 1990 году с одной стороны, и как преподаватель ВУЗа с другой.
Экзамены в очной форме по билетам - это всегда лотерея, в которой ученик имеет шанс достать билет, который знает назубок. Бывают конечно ситуации, как у меня с экзаменом по физкультуре, где был один теоретический и один практический билет (да, было и такое в ВУЗах). Я сосредоточился и после нескольких "пасов" над первой стопкой с закрытыми глазами, выбрал билет с номером 13. Преподаватель пошутил, что если я и из второй стопки достану 13 билет, то пять баллов он поставит автоматом. Он думал, что это невозможно. Я достал из двух стопок два тринадцатых билета. Понятно, что такое бывает крайне редко, но при сдаче по методике ЕГЭ такое не возможно в принципе - человеческий фактор экзаменатора исключён на все сто процентов. Дальнейшие ухищрения по теме "учителя из другой школы, чтобы не знали учащихся" и т.д. не добавляют качества оценки, а лишь делают её более объективной. Но...
Но понятие теста не включает в себя даже возможности "раскачать" ученика впавшего в ступор, что бывает возможным с помощью наводящих вопросов при оценке живым учителем.
Исключительной особенностью ЕГЭ стало психологическое натаскивание учеников в выпускных классах на решение типизированных задач по разделам, которые включены в состав теста.
Методы, которыми пользуются многие репетиторы при подготовке заключаются в старом-добром многократном решении однотипных задач, чтобы довести навыки решения определённых по предыдущим годам задачам до автоматизма.
Из последнего слова - автоматизм - вытекает главный недостаток: отсутствие у испытуемого возможность использования творческого подхода при решении задачи, особенно той, методы решения которой он не освоил.
Конкретный пример был с моим одноклассником в девятом классе на уроке по стереометрии. Он уснул на первой парте, но учительница не стала его будить и привела доказательство для класса на доске. Её доказательство было в четыре шага. После этого она его стёрла, оставив лишь нумерацию шагов и разбудив ученика, сказала: - доказывай.
С первого взгляда он увидел изящное доказательство на основании правил равенства прямоугольных треугольников в два шага.
Написал и стоит думает на тему двух оставшихся шагов.
- О чём думаешь, спросила учительница.
- Что ещё придумать на два шага, ответил он.
- Но ты же доказал!
- Да, доказал...
- Ты где-то читал?
- Нет, но это-же очевидно.
- Садись, ПЯТЬ!
Представить себе подобный диалог по методике ЕГЭ мне не представляется возможным.
В итоге я наблюдаю что студентов колледжей, что ВУЗов, которые не умеют "включать мозги" - это правило, хотя, разумеется, есть исключения лишь подтверждающие это правило.
Таким образом, я считаю отмену ЕГЭ безусловно позитивным шагом для нашей системы образования.