Я заканчивала школу в 80-е годы. Тогда нужно было сдать десяток выпускных экзаменов, а потом ещё минимум четыре в вузе. При этом основная часть экзаменов была устной, то есть зависела от везения и отношения с преподавателем. Реальность отражает письменный экзамен, который проверяется случайным человеком, не имеющим отношения к автору работы. ЕГЭ всем даёт одинаковые шансы, протащить нужного школьника в вуз стало сложно, отсюда и столько противников. Нельзя же признать, что ребёнок не может сдать ЕГЭ, проще обвинить экзамен. Поэтому постоянно ищем лазейки. То какие-то олимпиады местного значения, где все "свои" приходят уже с решениями, то введение альтернативного экзамена (это не относится к ДВИ в МГУ), когда вместо плохого результата по ЕГЭ, ученик неожиданно сдаёт более сложный экзамен в вузе на 100 баллов.
Говорить, что ЕГЭ - кормушка для репетитора смешно. Все, кто хотел поступать в хороший вуз занимались дополнительно и до введения ЕГЭ. Готовить к экзамену по математике в вуз проще, спектр задач уже, нет экономических, олимпиадных. К сожалению, составители ЕГЭ идут на поводу у общественного мнения, количество заданий сокращается, геометрия вымывается. Можно получить 90 баллов, решив только алгебру. Также при пересчете в 100-балльную систему, легкие задачи дают много баллов, сложные - мало. Первые 13 баллов дают 68 итоговых, а следующие 19 - всего 32! Это нужно менять. И ничего, что средний балл упадёт. Пусть сдают на 30! Зато сильный ученик будет отличаться от слабого на 50 баллов, а не на 15!