Я буду писать на правах человека ЕГЭ сдававшего (в 2007) и к ЕГЭ готовившему. Сразу скажу, что минусов самого экзамена я не вижу вовсе.
Безусловные плюсы - это повышение мобильности, более широкий выбор вузов, более прозрачные механизмы конкуренции. Все это бесуловно делает поступление в вузы более справедливым, чем было в ситуации, когда каждый вуз проводил собственные экзамены.
По известному результату, что в ситуации выбора выигрывает тот, кто выбирает - сегодня в выигрыше, именно благодаря введению ЕГЭ, оказываются сами поступающие. Без ЕГЭ ситуация более склонна к формулировке, что вуз отбирает студентов, а с ЕГЭ - студенты выбирают вузы.
ЕГЭ - это классный, прозрачный, предсказуемый инструмент.
Минусы, тем не менее, конечно, есть, и в оснонвом они складываются из того, что этим инструментом пользуются не по назначению и этого инструмента боятся.
1) оценка деятельности учебных заведений по результатам ЕГЭ
Это самая большая глупость, в условиях, когда существуют одновременно спецшколы и СОШ, оценивать успешность деятельности школы по одним лекалам. Если в лицей, например, изначально был существенный отбор, так и по результатам ЕГЭ у них результаты будут выше. И это заслуга учеников, а не учителей. Для правильной оценки результатов деятельности школ нужно проводить нормальных специалистов по работе с данными, а не тех, кто умеет только в средние значения искать.
2) отсутствие реформы школьной системы образования и ее недофинансирование
Учителя зачастую сами не могут решить некоторые задачи из ЕГЭ - и причина тому, в первую очередь, недостаточная квалификация учителей как предметников. Здесь, очевидно, существуют серьезные упущения в методической проработке. А в целом, на самом деле, есть признаки простого отсутствия такого явления как методические объединения на школьном уровне, которые бы занимались проработкой того "как" нужно учить. Главная причина - недофинансирование школьного образования.
3) вклинивающиеся в "обход" основного экзамена "олимпиады" РСОШ. Не путайте Всероссийские олимпиады школьников, проходящие на различных уровнях: школы, района, города, субъекта и федерации с олимпиадами из списка РСОШ.
Олимпиады, это, конечон, повод создавать дополнительные очки для поступления, но они не должны "заменять" стандартизированный экзамен.
4) отсутствие опыта прохождения экзаменов и излишнее нервозное, неадекватное восприятие этого экзамена взрослыми: родителями и учителями, которые приравнивают завал ЕГЭ к концу света.
В действительности, даже если экзамен завалить - это еще не конец света, и нормальный рассудительный взрослый человек должен это понимать, а не истерить "что же мы будем делать".
Отвественность за то, что дети вешаются из-за ЕГЭ лежит не на экзамене, не на том, что экзамен существует, а на родителях, которые не принимают детей такими какие они есть, оставляют детей на едине с их проблемами, не дают психологически разрядиться, да и вообще нагнетают ситуацию. У таких родителей-истериков не ЕГЭ, так другая какая-нибудь ерунда заставит их детей лезть в петлю. Кстати, учителя здесь тоже хороши - кто нагнетает ситуацию "вы не сдадите" - чаще всего не то что не предметники, так еще и даже не настоящие педагоги.
5) культ "подготовки к ЕГЭ". Это резултьтат 1 пункта, 2 пункта и 4 пункта.
Учителя начинают вместо того, чтобы изучать предмет и мотивировать к его изучению "готовить к ЕГЭ": решать примеры "потому что это есть в ЕГЭ". Здесь вообще сложный вопрос,но я уверен, что здесь дажа детальо объяснять нечего - все просто поставлено с ног на голову и куда не ткнись - везде абсурд и кривляния.
Общий вывод такой. ЕГЭ в данном случае является средством измерения, условным "градусником", меряющим температуру больного. И крики о том, чтобы убрать ЕГЭ - это желание - выкинуть градусник вместо того, чтобы начать уже как-то лечиться. Мол, давайте просто не будем замечать проблемы - как-нибудь сама пройдет. А то что у меня температура 42 - так это все градусник бракованный, ничего с моими белками не будет и необратимых процессов пойти не должно - я уверен, поверьте мне. А градусник надо выкинуть - он все врет.
Олимпиады это дискуссионный вопрос. Они, в теории, позволяют увеличить количество рассматриваемых тем. А на практике – не влияют на состав поступающих
Александр Ватузов, вопрос дискуссионный, но это моя позиция. Я считаю, что не должно быть такого, что что-то одно заменяет что-то другое. Это "срезание дороги", которое интересно вузам, поскольку формально позволяет повысить балл поступления, а ученикам - получить больше баллов, чем они получили бы на ЕГЭ.
Я бы сформулировал, что одной из ошибок может быть то, что мы формулируем "предметные" экзамены, но как раз это привоит к отбрасыванию большей части преметов как "ненужных" и фокусировка на узкоспециальных вещах. Если посмотреть на GMAT или GRE - вопросы будут с какой-то точке зрения более легкими, но для ответов пероиодически нужно интегрировать знания из разных областей. Я допускаю возможность, что можно разработать такие экзамены, которые бы заменили в этом плане "предметные".
Я понимаю, что ЕГЭ, скорее, отменят, чем учтут наши предложения.
И, все же, что вы об этом думаете?
Vladimir Letsko, я мельком посмотрел. У меня вообще есть предложение просто разделить этот "треугольник насилия" вуза, государства и студента:
Все вузы делаем платными. Вуз выставляет ту цену обучения, которую считает для себя конкурентной. Прием сам производит по собеседованию и наличию контракта на обучение.
Студент по результатам ЕГЭ мог бы получать образовательный грант в определенном размере, причем часть из него могла бы идти на стипендию (скажем, до 20%), а остальное на оплату образовательных услуг (хотя можно и 100% потратить на оплату образовательных услуг)
Студент идет и тратит грант туда, куда считает нужным:
Никаких сверху спущенных планов приема - на все направления в действительности начинают поступать только те, кто заинтересован и столько, сколько заинтересовано. Мне, например, очевидно, что при таких порядках резко увеличивается соответствие подготовки выпускников запросу рынку труда.
Да, такие вещи спокойно после этого дополняются "целевыми" приемами и прочими "государственными регулированиями" если государство считает, что кого-то надо особенно много. Или, например, такие списки могли бы быть отдельно федеральные, отдельно региональные при определенных условиях (что регион хочет оставить кадры себе - для этого создает дополнительную мотивацию оставаться или заключает контракт на возвращение после обучения).
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
А теперь почему такое не примут до тех пор пока у власти те, кто есть.
Это бы могло решить рыночными механизмами много проблем нашего образования, однако у нас предпочитают создавать "профильные комитеты" и плодить лишних чиновников для решения проблем типа "реструктуризации вузов".
Полностью согласна с автором!
Также сдавал ЕГЭ в 2007 году. С плюсами ЕГЭ, указанными автором, согласен полностью. Из минусов указал бы 2: в тестовой части даже не зная верный ответ можно было догадаться до верного из приведенных, слишком просто (насколько помню, 2 варианта были полной ахинеей, надо было выбирать из оставшихся 2 вариантов ответа); ЕГЭ плоховато отражает творческие способности ученика, но здесь я думаю это не беда, в последующем обучении в вузе уже очно проявятся личные характеристики ученика. Все это относится к ЕГЭ 2007 года, все изменения позже я не знаю)))
Совсем забыл, есть такой огромный плюс ЕГЭ: да, возможно как-то завысить оценку ученика различными путями (за него решает другой, еще как-то), но занизить оценку нереально. Таким образом, шансы таланта из нищеты повышаются.
Разве не учителя преподают предметы и
определяют способности и склонности
учеников?
Для правильной оценки результатов
деятельности школ нужно проводить
нормальных специалистов по работе с
данными, а не тех, кто умеет только в
средние значения искать". Смысл этой
фразы мне вообще не понятен. О чем это
понятно, об оценке деятельности школ.
Остальное не в падежах!
Хотя соглашусь, что оценка любой школы
должна осуществляться на основе учета её >специфики, в основном касательно
учеников. Критерии должны быть
одинаковы, но с "поправочными
коэффициентами".
2). Отсутствие реформы школьной системы > образования и ее недофинансирование.
Кто Вам сказал, что не было реформы >школьной системы, прошла с большой >помпой РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ в целом,
откуда взялся ЕГЭ, откуда у нас в стране
появилось, вернее переименовалось >столько университетов, причем бездумно, >не понимая отличий ВУЗ-ов от первых???
Недофинансирование -это тоже не правда,
сегодня почти в каждом школьном классе
есть интерактивные доски, стоят они не три
рубля, в каждой учительской и в каждом
предметном кабинете компьютер, нет >никаких проблем с финансированием школ, >тем более, что их (школы) оптимизировали.
Проблема как раз в том, что "реформа" >была, да ещё какая!!!
3). "Олимпиады, это, конечон, повод
создавать дополнительные очки для
поступления, но они не должны "заменять" > стандартизированный экзамен." Что такое
"стандартизованный экзамен"? Ведь
стандарты в школьной и кстати колледжной
системе отсутствуют, то есть они меняются
каждый год, а стало быть их нет.
4). Здесь у Вас вообще однобокость
зашкаливает! "Отвественность за то, что
дети вешаются из-за ЕГЭ лежит не на
экзамене, не на том, что экзамен
существует, а на родителях..." Кто
придумал и внедрил ЕГЭ??? Разве
родители?
Ответственность в данном случае лежит на
источнике проблемы, а не на тех, кто
пожинает плоды этого сумасбродства.
"культ "подготовки к ЕГЭ". Это резултьтат 1
пункта, 2 пункта и 4 пункта." Это уже
полный бред и становиться понятно, вместе
с Вашей орфографией как Вы учились и
какой балл у Вас был. Нет никакого культа
ЕГЭ. Он закреплен в законодательстве,
Вы же выше сказали, что ничего плохого в >нем не видите, а теперь культ?
Так где Вы честны, там где культ или там где >ничего плохого?
Ещё раз, нет никакого культа, есть спрос на
подготовку к ЕГЭ, а спрос рождает >предложение, вот и всё. Ничего личного,
просто бизнес!!!