Первый непреложный фактор: учитель несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей (коими продолжают считаться старшеклассники).
Второй непреложный фактор: учитель несет должностную ответственность за образование своих подопечных учеников.
Третий непреложный фактор: хотите вы или нет, но став учителем, Вы подписались под моральной ответственностью за своих воспитанников.
Посидите, подумайте на досуге. Три эти фактора должны войти в вашу "кровеносную систему" и переформатировать ваш молодой организм в молодой и уже немного мудрый:).
Хотите вы или нет, но вы обязаны вести за собой. Не умеете - учитесь. Боитесь - уходите. Потому что главный принцип учителей и врачей - не навреди.
Теперь, когда вы пропитались смыслом - перейдем к практике. Первая ошибка всех начинающих - псевдо-дружеские отношения. Если они вам кажутся дружескими - вы питаете иллюзии, они очень опасные. Рано или поздно, но вы обязательно попадете в ситуацию, когда вы будете желать дружеской поддержки, а ваши "умствующие" старшеклассники напомнят вам, что "вообще-то вы учитель, и учитель - вы". Поверьте, если это произойдет, то будет уже реально поздно.
Ваша главная профессиональная задача - привести своих ребят к запланированному результату. Сосредоточьтесь на своей профессиональной деятельности. Начинайте с простого делового подхода. Выстраивайте деловые отношения. Спокойный профессиональный тон. Ищите ситуации, которые затянут вас (в первую очередь) а за вами и детей в ситуацию поиска, решения, проектирования. Сначала дело. Это ваше кредо. Свою удивительную добрую, веселую, глубокую личность вы не сможете спрятать за официально-деловым стилем работы. Ваша личность обязательно проявится. Она будет еще более благодарно встречена, потому что вы ее не выпячиваете, не пытаетесь ее предлагать.
Уважайте своих учеников делом, а не словами и убеждениями. Будьте пунктуальны, держите свое рабочее место в порядке, будьте спокойны, не язвите и не унижайте, но будьте серьезны по отношению к своему предмету, к своему профессиональному долгу. Ваша любовь к ним должна идти через строгость к своим собственным действиям.
Рано или поздно вы найдете учеников, которые откликнулись на ваше отношение, выстраивайте с ними диалог, но не создавайте из них свиту, предельно четко отслеживайте равенство между всеми учениками на ваше внимание, на ваше сотрудничество по своему предмету.
Если вы ошиблись, разберитесь в этом и спокойно признайтесь, если надо извинитесь. Пользуйтесь правилом Ходжи Насреддина - если попали в смешную неловкую ситуацию, смейтесь первым, просто потому что это смешно. Вот нет ни одного человека, который не оказывается в нелепом положении. Когда-нибудь станете профи от педагогики и будете сами рассказывать эти истории как анекдоты.
Почаще задавайте самому себе вопрос - зачем вы делаете то или это? Люди вернее всего реагируют на смысл.
Грамотные советы.
Дистанцирование очень хорошо "отстраивается" если сразу начать обращаться к ученикам старших классов на "вы". Для более жесткого отстраивания я ещё использую имя и отчество учеников.
Есть ещё приёмы, но, для начала, достаточно.