Определяемся будет у каждого индивидуальный бюджет или общий.
В течение примерно 3х месяцев собираем информацию по своим доходам и расходам (для каждого члена семьи). Можно записывать в любом удобном месте: блокнот, заметки в телефоне, таблица на компьютере, спец приложения для мобильных телефонов. Получив такую статистику у нас появится база для дальнейшей работы.
Выбираем место, где будем составлять бюджет. Первый бюджет можно составить и в блокноте и в бесплатных таблицах от MS Excel (готовые шаблоны для бюджета).
Начинаем заполнять. Сначала вносим свои доходы по месяцам.
Затем сразу переносим 10% в накопления и только после этого начинаем делить оставшуюся часть
Первыми оплачиваем обязательные постоянные расходы (кварплата, ЖКХ, продукты и т.д.)
Далее распределяем по "плавающим статьям", например подарки родственикам, покупка одежды, накопления на отпуск и т.д.
Получив бюджет по крупным статьям я рекомендую под каждую завести виртуальный счет и сразу распределять деньги, тогда проще контролировать траты.
Продолжаем записывать расходы в месяц и по итогу сравниваем с нашим бюджетом, и вносим корректировки на будущее.
Кратко, структурированно и ёмко.
самые простые и доступные способы