Я всегда советую первый месяц просто собирать статистику: брать чеки и вносить в табличку Excel свои расходы в разрезе статей и свои доходы. Уже на этом этапе можно сделать массу полезных открытий, куда "исчезают" деньги и понять, что ведение семейного бюджета очень полезно и "забивать" на него не стоит.
Дальше, уже имея статистику, составляем план на месяц, не забываем при этом 10% доходов поставить на статью формирования подушки безопасности (если она уже есть, то на инвестиции) и 5-10% от расходов заложить на непредвиденные ситуации.
Далее живем согласно этому плану. Разносим свои расходы и сверяем регулярно, соответствуют ли они нашему плану. Если случился форс-мажор, то корректируем план, стараясь просто пересмотреть статьи.
Следующим этапом будет анализ по итогам месяца и составление бюджета на следующий месяц. Нужно проанализировать, на сколько и почему мы отклонились от плана, чтобы сделать выводы "на будущее".
На моем сайте есть бесплатный вебинар "Правила семейного бюджета" - в нем я как раз поэтапно и с примерами подробно рассказываю, как вести семейный бюджет, для чего он вообще нужен и какие правила нужно соблюдать, чтобы получить отличный результат.
Кратко, структурированно и ёмко.
самые простые и доступные способы