Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Является ли постулат о том, что конкуренция способствует снижению цены и улучшению качества продуктов и услуг правильным? Или это миф?

ЭкономикаКонкуренция
Сергей Лунёв
  ·   · 22,6 K
Редактор, канд. ист. наук, история культуры  · 27 сент 2017

Скорее да, но все зависит от ситуации, сегмента рынка, размера предприятия и множества других факторов. Конкуренция - штука неприятная, заставляющая предпринимателя разрабатывать инновации, пересматривать ФОТ и ценовые линейки, анализировать деятельность других предприятий, придумывать разные рекламные трюки, искать новые каналы сбыта, короче, выживать. Идеальная ситуация для любого предпринимателя - отсутствие конкурентов (т.е. монополия) при высоком потребительском спросе и большом количестве поставщиков, среди которых нет монополиста. Именно на достижение такого результата направлена деятельность некоторых российских лоббистов, призывающих под разными предлогами запретить ввоз тех или иных иностранных товаров.

Однако если конкуренция существует, и она определенным образом регулируется (например, антимонопольным законодательством), предприниматель выбирает одну из нескольких конкурентных стратегий: уникальное предложение, низкий уровень издержек/ лучшая цена, широкий ассортимент. При выборе стратегии расширения ассортимента качество товара/услуги может понизиться, так как предприниматель рассчитывает на покупательскую способность не самых богатых потребителей и компенсирует непритязательность предложения невысокой ценой, а также набором дополнительных услуг, например, бонусами на карту.

В малом бизнесе конкуренция почти никак не влияет на цену и качество. Представим себе, что у вас уличная пирожковая. Вся выручка уходит на налоги, закупку сырья, оплату труда. Чистая прибыль если и есть, то, скорее всего, вы задумываетесь о покупке нового оборудования (старое необратимо ветшает) или открытии новой точки. То есть прибыли в академическом смысле нет вообще, а есть зарплата сотрудникам и домашний инвестиционный фонд. Если рядом кто-то открыл такую же пирожковую, то вы, конечно, постараетесь улучшить работу сотрудников, но вариантов у вас будет немного: работать быстрее (почти никак не связано с ростом выручки) и работать больше (закрываться на час позже, что тоже почти ничего не даст). Качество прирожков изменить сложно (брать другую муку? замешивать тесто дольше? сыпать туда улучшители вкуса? делать повидло самому?) Снижение же цен прямо ударит либо по зарплатам, либо по вашему персональному инвестиционному фонду (придется расстаться с идеей открытия новой точки).

Впрочем, в некоторых сегментах малого бизнеса есть сегменты, где маржа (разница между ценой и себестоимостью) высока. Например, вы эксклюзивно консультируете мэрию о том, какие цветочки сажать в парках (это абстрактный пример). Сколько стоят такие услуги, никто не знает, считается, что это какое-то суперзнание, которое стоит миллион рублей за одну презентацию. Вы - богатый человек. А потом приходит другая контора и предлагает цену в два раза меньше. И вы тоже опускаетесь. Но это, скорее, исключение.

В крупном бизнесе многое зависит от макроэкономической ситуации (PEST или STEEP-факторы), стоимости валют, качества банковской деятельности, наличия/отсутствия монополистов в производственной цепочке, наличия административных и законодательных барьеров, уровня коррупции и т.д. Но у больших компаний пространства для маневра больше, и именно от них следует ожидать ценовой гибкости.

Что прямо воздействует на цену? Высокая производительность труда (сокращение издержек), новые технологии, инновации, эффект масштаба, стоимость банковских кредитов. Отчасти - высокая покупательская способность населения, то есть большая выручка.

Что прямо воздействует на качество? Новые технологии, инновации, наличие внешних и внутренних стандартов, хороший менеджмент и устройство процессов предприятия-производителя.

Таким образом, конкуренция - это один из фактор, который может подтолкнуть организацию к совершенствованию процессов, улучшению деятельности и снижению цены. А может и не подтолкнуть.

Предприниматель, инвестор и основатель портала...  · 26 нояб 2020  · financial-news24.ru
Экономика устроена таким образом, что для эффективного функционирования, в той или иной сфере экономического взаимодействия нужна определенная сбалансированность. В этом смысле конкуренция не является исключением. При... Читать далее
Интернет-портал о том-как найти свое дело, добиться успеха и финансовой свободыПерейти на financial-news24.ru
Пенсионер. В прошлом - бухгалтер, аудитор, препода...  · 27 нояб 2020
По самой идее конкуренция должна снижать цену и повышать качество, но в реальности все далеко от идеала. У производителя зачастую возникает стремление обойти нормативы, ГОСТы, другие правила, чтобы удержаться на рынке. Причины... Читать далее
Адепт правовых средств  · 3 окт 2017
Этот постулат верен отчасти. Как известно, по общему правилу конкуренция воспринимаемся в качестве блага, однако, данное правило не абсолютно. До меня уже написали о том, почему она направлена на снижению цены товаров... Читать далее
Родившийся заново.  · 29 сент 2017

Это не миф, но и не аксиома. Сама по себе гигантская конкуренция не создает высокое качество, но ее отсутствие точно означает стагнацию и эксплуатацию "дефицита".

Маркетолог, индастриал-музыкант, мамкин угнетатель  · 27 сент 2017
Я отвечу чуть короче, чем г-н Кульбака, и с практической точки зрения, поскольку являюсь не кандидатом наук, а тем, к кому периодически приходят с вопросом "Как сделать так, чтобы обойти конкурентов, но сильно не потратиться?" Н... Читать далее
http://cdam.su/articles/cartel  · 8 янв 2016
От конкуренции в сети выигрывают все, но не все в равной степени. Сделайте в поисковиках, например, запрос <Москва снять квартиру посуточно Ломоносовский проспект>. Во всей сети есть всего 2 объекта, точно отвечающих такому... Читать далее
кандидат экономических наук, доцент РАНХиГС  · 21 окт 2015
Давайте сначала договоримся о том, что такое конкуренция. Экономисты под конкуренцией понимают соревнование фирм между собой за потребителя. Как правило, чем больше фирм на рынке присутствует, тем выше будет конкуренция. В... Читать далее
кандидат экономических наук, доцент РАНХиГСПерейти на facebook.com/nkulbaka
1 эксперт согласен

По вашей концепции, подведение к дому нескольких газовых труб снизит цену на потребление газа. Но это не так.