Я отвечу чуть короче, чем г-н Кульбака, и с практической точки зрения, поскольку являюсь не кандидатом наук, а тем, к кому периодически приходят с вопросом "Как сделать так, чтобы обойти конкурентов, но сильно не потратиться?"
Нет, конкуренция сама по себе ничему не способствует. Более того, она часто приводит к снижению качества товаров и услуг, повышению цен и коррупции.
Повышение качества и снижение стоимости - это лишь один из возможных способов сохранения и улучшения положения на рынке. Более того, он не слишком популярен, поскольку обходится дороже остальных и далеко не все компании могут себе его позволить. Кроме того, есть множество рынков, на которых поставщики и производители не могут оказывать существенное влияние на качество продукта, например, рынок зерновых, зависящий в большей степени от погоды, или снижать стоимость за счет оптимизации процессов, что характерно, к примеру, для частной медицинской практики или HoReCa.
Гораздо чаще конкуренция толкает производителей и ритейлеров к хитрым манипуляциям вроде бутылок масла на 870 мл вместо литра, картельным сговорам, демпингу, ухудшению условий наемных работников и раздаче взяток.
Это не миф, но и не аксиома. Сама по себе гигантская конкуренция не создает высокое качество, но ее отсутствие точно означает стагнацию и эксплуатацию "дефицита".
По вашей концепции, подведение к дому нескольких газовых труб снизит цену на потребление газа. Но это не так.