Периоды популярности поэзии были исключением, а не правилом в человеческой истории. Чаще всего это было связано со становлением страны. Вергилия в Риме узнавали на улицах, потому что тогда шло становление новой имперской формы государственности, к утверждению которой он был причастен. Петрарку знали многие в Италии, потому что с его деятельностью связывали и попытки объединения Италии и возрождения республиканского Рима. Вторая половина XVIII и XIX век дал множество национальных поэтов, которые признавались как выражающие чаяния народа, сознание народа как принадлежащего данной стране. Некоторые из этих поэтов больше отличились в прозе, как Вальтер Скотт и Виктор Гюго, но их проза тоже работала на развитие воображения, представления о жизни именно в этой стране, как должны чувствовать себя люди в данной стране, о чем мечтать и как ощущать себя вместе. Пастернак назвал это "вакансией поэта": запрос страны на то, чтобы поэт выражал ее чаяния, но он же показал, как часто в ХХ веке чаяния людей и чаяния государственной системы расходятся. В ХХ веке популярности некоторых поэтов могли способствовать новые медиа, например, кинематограф, радио и телевидение. В некоторых случаях популярность поэзии была компенсаторной: например, популярность поэтов-шестидесятников (кстати, относящаяся скорее к 1970-м годам, когда они действительно уже выступали на стадионах, а не в большой аудитории Политехнического или университетских аудиториях, где всё-таки собирались ценители) была обязана тому, что они заменяли рок-культуру, пришедшую в СССР позже. Так что недостаточная популярность поэзии скорее закономерна: в древнейшие времена, когда поэты были пророками, шаманами и жрецами, можно ли сказать, что они были "популярны", или всё же, наоборот, их окружал ореол божественности, не допускавший к ним всех сразу?