Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему поэзия теряет свою популярность? Есть ли у неё будущее?

Совсем недавно поэты были пророками общества. Их почитали. А самое главное поэзию читали. А сейчас Вы можете вспомнить имена популярных современных поэтов? Поразмыслив, Вы вероятно вспомните Веру Полозкову, Оксимирона, …? А кого еще? Поэзия со своей образности уходит даже из рок-музыки.
Говорят, что поэзия это особый способ мышления, при котором человек мыслит образами. Современное клиповое сознание образы подменяет мемами. И поэзия уходит… становясь уделом определенной эстетствующей субкультуры, которая все дальше и дальше отрывается от мейнстрима.
А ведь поэзия отличается огромным коммуникативным потенциалом. Поэтический образ может заменить многостраничное описание. И эти образы могут очень эффективно объяснять неизвестное через известное. Чем не коммуникативный инструмент для ИИ. Но этим инструментом мало кто пользуется. В чем причина?
А как думаете Вы?
Искусство и культураЛитература+1
Владимир Быков
  ·   · 80,9 K
Мой канал целиком и полностью будет посвящен теме...  · 15 авг 2022
Собственно, ответ уже есть. Ответ хороший и дискуссия вокруг хорошая. Не исчерпывающая, конечно, как и сам ответ, но в формате вопрос-ответ очень даже все содержательно.
Однако, в самом вопросе, как и полагается, есть уже большая часть правильного ответа, который стоит расшифровать. Ну, просто потому, что за время жизни на Дзен, скажем, мне довелось сталкиваться с точно таким же "больным" вопросом, и что забавно, примерно в тех же формулировках заданным об авторской песне, о джазе, о том, что люди в вопросе называют "хорошее кино" и еще о множестве подобных предметов.
О главном предмете своего канала, об авторской песне мне пришлось… Ну, не пришлось, но показалось важным даже написать небольшой цикл статей "Точка невозврата - 80-е", если интересно, можете прочесть первый текст тут: https://clck.ru/sbKeY   Собственно, это специально для тех, кто свою внутреннюю эмиграцию из песни считает ее объективной смертью. Это же, но с другой аргументацией можно было бы писать о поэзии, и о джазе, и о "хорошем кино". И вот с этой точки зрения, мне кажется, стоит задуматься не о самой "смерти поэзии", а об основаниях задавать такие вопросы у огромного количества людей. Эта сторона "объективной" потери популярности поэзии в главном ответе не затронута, а, между тем, она очень важна и основательно характеризует большую часть общества. Причем, в основном не у нас, а повсеместно, в мире то есть.
Понимаете, легко же сказать, что если человек уверен в том, что функции поэзии, или вот авторской песни в обществе отмирают, то он - "сам дурак". Тем более, что во многом это так и есть. Ну не интересуешься чем-то когда-то важным для тебя, выпал на каком-то этапе и процесса общекультурного - и неминуемо посчитаешь, что раньше вот с этим было все хорошо, а сейчас оно вымирает. Потому, что даже если ты через годы вернешься к поэзии, например, или к тем же моим бардам, ты ни того, ни другого не узнаешь, и не поймешь, почему сегодняшние тексты все еще называются поэзией или авторской песней. Они же для тебя будут кардинально не похожими на то, к чему ты привык в свое время. И поэзия в целом, и авторская песня в частности - это же еще и живые процессы. А живые процессы обязательно предполагают и постоянные изменения, развитие, и если из процесса выпадаешь, или хотя бы перестаешь за ним следить, перестаешь понимать, что происходит. Это не значит, что ты вдруг стал тупее, это значит, что ты, как у Левитанского "от поезда отстал" в его "одном и том же сне".
И эта ситуация, а она объективно существует, конечно, особенно в сравнение с 60-тыми-70-тыми прошлого века годами, говорит о том, что и отмирания некоторых функция серьезного творчества на определенных исторических этапах тоже объективны. Но не совсем те, о которых говорит автор вопроса.
У творчества ведь не одна функция. Их много, но в контексте этого разговора разумно рассматривать две противоположные - функции искусства, и функции культуры. И когда мы слышим об очередной смерти чего-то важного, мы должны понимать, что баланс между основными функциями заметно изменился. И именно это стало причиной "дурацких" на первый взгляд вопросов. И, как это не обидно настоящим экспертам в "чем-то важном", вполне объективно.
Сдается мне, что сегодня баланс между функциями культуры и искусства сильно съехал  в сторону искусства.  Т.е. писать-то пишут, даже читают прилюдно много, и поиски нового поэтического языка более чем активны, и формы новые возникают как грибы после дождичка, и даже молодежь в этих процессах участвует активно, активнее даже, чем раньше, но вот  с переходом всех этих положительных моментов в область культуры, естественного возникновения традиции, укрепления ценностной стороны и т.д. все не так уж и радужно. И объяснять причины так, как объяснил их автор вопроса - не разумно. Не глубоко и излишне стереотипно.
Клиповое мышление тут не при чем точно. Но вот одна именно европейская общекультурная позиция не может не настораживать. Об этой культурной позиции нужно отдельно большущий текст писать, конечно, но если совсем коротко - уже лет 30 активно насаждается представление об искусстве, как о досуговой услуге. И это меняет в восприятии "покупателя услуги" саму шкалу ценностей при оценке самого искусства. И, как следствие, снижает массовый интерес к искусству не развлекательному. И даже переводит некоторые целые направления искусства из массовых в "элитарные". В 20-м веке так произошло сначала с оперой (это еще в конце 19-го началось) а потом даже и с опереттой.  В конце 20-го века под эту раздачу угодил и джаз, который изначально вообще больше в ресторанах звучал - куда уж более попсовое место. В начале нулевых уже этого века бардов зачислили в маргиналы, сейчас, похоже пришла очередь рок-н-ролла. Ну, судя по вопросу в том числе. Не думаю, что и рэп - последнее на сегодня пристанище массовой поэзии продержится очень уж долго. 
Конечно, историческая ситуация изменится. Как? Когда? На что? Это неизвестно, но не развлекательное искусство никогда не потеряет ни ценности, ни привлекательности, однако, вполне возможно, надолго станет именно субкультурным явлением. Тут автор вопроса прямо в десятку переживает. И если продюсерский примат в искусстве будет и дальше превалировать над авторским, может быть в субкультурные явления любое серьезное творчество уйдет надолго. И я бы даже не рассчитывал на то, что элитарность всегда сама по себе становится товаром и заставляет к себе возвращаться.  Тут ведь есть такие последствия, которые трудно будет разгребать в будущем - уже сейчас маркетинговая основа профессионального искусства, и в частности, восприятие его в качестве досуговой услуги поменяло в массовом сознании роли автора и зрителя-потребителя на противоположные. В самом деле, если я купил услугу, она должна мне понравится, и в куче всяческих дискуссий об искусстве мы это видим. Главный критерий оценки произведения искусства - нравится-не нравится. При этом вариант собственной не готовности воспринять большое искусство, тем более собственная кромешная тупость и неграмотность в предмете оценки даже не рассматривается. Потребитель, точнее его личный вкус становится мерилом качества. В результате Тарковский превратился в самого нудного режиссера кино за всю историю. В поэзии имена вроде Хлебникова - просто курьез, про композиторов вроде Шнитке или Губайдуллиной можно сказать цитатой из "Места встречи изменить нельзя" - так и я могу, ты Мурку сыграй. И именно такого потребителя искусства сейчас очень активно создает шоубизнес любого направления, включая и тот, что связан с поэзией. Не удивлюсь, что еще при нашей жизни какой-нибудь ушлый потребитель поэзии, купив сборник стихов, назавтра обратиться в комитет по правам потребителей и снимет с поэта  кругленькую сумму по суду. 
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 11 авг 2022  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Как практикующий поэт, способный вспомнить по именам наверное сотни две современных поэтов — должен признаться, что в принципе не понимаю всех этих отстранённых переживаний. Поэзия или интересует вас лично, или не интересует... Читать далее
6 экспертов согласныи1 эксперт не согласен
Ответ излишне политизирован.
историк идей, теоретик литературы  · 11 авг 2022
Периоды популярности поэзии были исключением, а не правилом в человеческой истории. Чаще всего это было связано со становлением страны. Вергилия в Риме узнавали на улицах, потому что тогда шло становление новой имперской формы г... Читать далее
2 эксперта согласны
Спасибо за ответ. Я буду признателен, если Вы назовете историческую эпоху, когда популярность поэзии была сродни... Читать дальше
Филолог, литературовед, преподаватель языков, поли...  · 14 авг 2022
Я не думаю, что автор вопроса может статистически доказать потерю интереса общества к поэзии. Это распространенное заблуждение - если нет стадионов со зрителями, которые слушают поэтов, открыв рот,  то человечество отупело и... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
1 эксперт согласен
Довольно странно слышать(читать), что с поэзией как с литературным жанром все хорошо. Стоит просто зайти в... Читать дальше
Навсегда ничего не бывает.  · 13 авг 2022
Стоит только несколько уточнить: не только поэзия - литература в целом, на первый взгляд, становится менее популярной. А почему?.. Вы практически уже ответили на вопрос: "Современное клиповое сознание образы подменяет мемами".... Читать далее
2 эксперта согласныи2 эксперта не согласны
Как и изначальный вопрос, ответ также упрощает историю, в данном случае до количества свободного времени (которое... Читать дальше
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 15 авг 2022
Ой, поэзия, которая поэзия, когда-то была популярна?  Что-то мне кажется, что понятие "популярность" и понятие "поэзия" — заведомые противоположности.  Поэзия не нуждается ни в какой популярности, она вообще не туда смотрит. А... Читать далее
1 эксперт согласен
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Биограф Козьмы Пруткова  · 11 авг 2022
Готов буквально слово в слово повторить ответ Глеба Симонова. Есть, правда, несущественные дополнения, но они, думаю, касаются исключительно меня. Я воспринимаю поэзию как музыку и читаю стихи для удовольствия, поднятия тонуса... Читать далее
В плане инфополя — тут проблема с самим материалом. В Метажурнале, к примеру, идёт постоянный поток критики на... Читать дальше
Литератор.Увлечения самые разные.Начиная...  · 1 июн 2023
А мне кажется,что поэзия всегда была уделом,как вы выразились ,эстетсвующей публики или субкультуры.Почему?Хотя 60 годы известны накалом поэтических страстей. Но ведь была же поднята волна? А так без помощи каких то инициатив в... Читать далее
С детства увлекаюсь историей, религиозный человек  · 26 авг 2022
Кто сказал, что поэзия теряет свою актуальность? Поэзия это просто способ выражения своих мыслей, своего я. И способ этот эволюционирует и приобретает новые формы. Вроде того, как серебренный век поэзии сменил золотой. В 20... Читать далее
Современники знали Пушкина, Лермонтова, Блока, Ахматову, Евтушенко, Вознесенского. А кто знает современных нам... Читать дальше