Вопрос задан в логике ментальности антропоцентричной концепции мироздания, которая уже давно является ограничителем в решении многих проблем гносеологии.
Понятия "разум" и "сознание", возникшие в логике ментальности этой концепции, привязанной к исследованию явлений планетарного земного уровня, механистически выносятся за пределы планеты Земля и распространяются на Вселенную и космос и тем самым порождают структурно неверные трактовки природы сознания, как явления планетарного уровня, так и уровня Вселенной.
Это происходит, когда понятия отрываются от тех материальных явлений, которые послужили основой возникновения этих понятий и пускаются фантазёрами в умозрительное плавание по всей Вселенной, рождая пустые фантазии и пустые дискуссии по поводу этих фантазий.
Начнём с уточнения понятий "разум" и "сознание", которым автор вопроса не даёт определения и пользуется ими как готовыми и как само собой однозначно понятными и принятыми всеми. Но это в современной науке и современной философской мысли уже давно не так. И если бы автор вопроса дал им своё определение, всё было бы гораздо проще и понятнее, что он имеет в виду в своём вопросе.
Человечество имеет материальные основания судить только о том, что такое "разум" и "сознание", так как это явления его непосредственного каждодневного земного бытия. Человек является и объектом, и субъектом сознания, находясь в непосредственном взаимодействии с энергоинформационным полем материального мира.
Энергоинформационное поле материального мира - это физическая среда, пронизывающая материю и инициирующая движение в ней и тем самым, можно сказать, регулирующая течение процессов в ней.
Именно эта полевая среда является основой для возникновения такого явления как человеческое сознание и жизнь человека.
Сама жизнь человека обусловлена энергией этой физической среды, от которой производны все виды деятельности человека, прежде всего его умственная активность и в том числе трудовая деятельность человека по освоению материальных ресурсов для адаптации человека к жизни в конкретной окружающей его материальной среде. Поэтому можно с полным основанием утверждать, что
Сознание создаёт форму жизни на Земле.
Сознание - это и процесс, посредством которого регулируется существование на Земле такого явления материального мира как Человек, человек и индивидуальный, и видовой, и организуемые им человеческие сообщества.
Разум - это конечный продукт сознания - рациональное знание (идеи) и те материальные структуры сознания, которые создают рациональное знание и являются его носителями.
Мозг - это биологический адаптер энергии и информации, получаемой из поля. Мозг - не источник информации, он преобразователь стратегической управляющей информации поля в тактическую информацию (знания, планирование, реализация), необходимой для адаптации человека к взаимодействию с окружающей его материальной средой (общество, семья, природа, его собственное тело как объект внимания, ухода и поддержание его жизнедеятельности).
Распространять земное явление сознания на всю Вселенную, конечно, можно, но фантазии надо оставлять в статусе фантазий, а НЕ в статусе рабочих гипотез.
Физическая особенность условий на планете Земля не обязательно одинакова во всей Вселенной.
Но поскольку физическая энергоинформационная среда универсальна для всего материального мира, то можно предполагать, что в каких-то точках Вселенной могут возникать и другие формы сознания и разума.
Будут ли они аналогичны формам земного сознания? Не обязательно, потому что физические условия могут быть разными. Но взаимодействие с ними возможно, поскольку в их основе лежит общая физическая энергоинформационная среда.
Но для того, чтобы, наконец, оторваться от антропоцентричной ментальности, и выйти на следующий структурный уровень исследования природы сознания и источника жизни, нужна новая философская парадигма мироустройства, в которой мозг не является источником сознания, а знания и идеи - самостоятельным продуктом автономного мозга.
Эта парадигма будет уже парадигмой другого пространства. Это будет пространство, понимаемое как совокупность организующих принципов материи, а не как представление о некоем вместилище или физических величинах, которые до сих пор существуют в антропоцентричной ментальности.
Разум является не необходимым, а неизбежным, т.е. закономерным проявлением закона отражения, таким образом он является не частью, а проявлением свойств материи.
Рекомендую труды Геннадия Прокопьевича Мельникова.