Итак, Сознание, тот феномен субъективной и объективной реальности, который на современном этапе приобрел поистине планетарное значение. Действие которого стремительно выходит за рамки земных орбит, устремляясь в окружающий космос.
Возможно ли исследовать данный феномен и дать ему развернутое теоретическое обоснование (например, как некой константы Вселенной)?
Безусловно, поскольку нет никаких препятствий для самого сознания (в данном случае - человеческого) осознавать самое себя, с пониманием собственной сущности, своего предназначения и места в структуре всеобщей реальности и иерархии разнотипных сознаний, как разнородных (внеземных, гетерогенных) проявленностей Бытия.
И такие попытки предпринимались в разных научных и философских школах, на основе разнообразных методологий, с выдвижением оригинальных идей. Например, теория сознания Пенроуза-Хамероффа (ее критическому разбору посвящены разные статьи, например Д.И.Дубровского https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/ps/ps22_1/125%E2%80%93136.pdf ).
Сошлемся также на труды Р.Бартини, идеи которого опережали свое время, а парадоксальность мышления позволила создавать неординарные проекты. «Я убрал из моих статей о константах одно следствие. Прошу вас, когда вы сочтете это уместным, сообщить в любой форме, по вашему выбору, что я, Роберто Бартини, пришел к нему математически, не уверен, что не ошибся, поэтому публиковать его не стал. Оно нуждается в проверке, у меня на это уже не осталось времени. Следствие такое: количество жизни во Вселенной, то есть количество материи, которая в бесконечно отдаленном от нас прошлом вдруг увидела себя и свое окружение, — тоже величина постоянная. Мировая константа. Но, понятно, для Вселенной, а не для отдельной планеты».
Такую трактовку его завещания часто приводят в интернете. Насколько она правдива неизвестно, но сама статья, действительно, опубликована (Бартини Роберт Орос ди, «Некоторые соотношения между физическими константами. Представлено академиком Б.М. Понтекорво 23 IV 1965», Доклады Академии Наук (ДАН) СССР, 1965, т. 163, № 4, стр.861-864; Бартини Роберт Орос ди, «Соотношение между физическими величинами» в сб. «Проблемы теории гравитации и элементарных частиц», М., Атомиздат, 1966, вып. 1, стр. 249 – 266).
Проблема сознания оказывается тесно сплетенной с другой, не менее важной проблемой - изучением закономерностей эволюции цивилизационных структур разного состава (что входит в блок "универсального эволюционизма") (Э.Витол Структура современного эволюционизма в сб. "Эволюция: Аспекты современного эволюционизма". М.: Издательство ЛКИ, 2012).
И осмыслением феномена человеческого сознания - как он возникает в земной истории, какие фазы проходит в саморазвитии, как преобразуется, подготавливая (закладывая) основу качественно иного вида сознания (искусственного). Открывает причину будущего перехода искусственного сознания путем квантового скачка с вещественного носителя на полевой. Именно поэтому в глобальных исследовательских программах на первый план выдвигается "эволюционная футурология" (Э.Витол "Эволюционная футурология: Мегатренды планетарного развития" https://www.litres.ru/eduard-vitol/evolucionnaya-futurologiya-megatrendy-planetarnogo-razvitiya/chitat-onlayn/).
С ней неизбежно интегрируется и масштабный научно-исследовательский проект SETI по поиску космических форм разума (других цивилизационных образований Вселенной). Где одной из теоретических интерпретаций стали формула американского ученого Фрэнка Дрейка и работы российского исследователя А.Д.Панова (А.Д. Панов. Универсальная эволюция и проблема поиска внеземного разума (SETI). М.: ЛКИ (URSS), 2008.)
Осмыслению сознания в его предельном аспекте (в виде явления Мироздания) способствует и такое направление научной мысли как "теория ноосферы" (теория ноосферогенеза).
Таким образом, констатируем тот факт, что две познавательные проблемы:
1) сознания - его определения, установления разных типов (видов), т.е. проведение классификации (систематизации),выявление этапности существования, разных эволюционных траекторий, приводящих к рождению тех или иных форм разума, установление их своеобразия (как со стороны субстратных основ, так и в функциональности) и общих (универсальных) черт - с одной сторон, и
2)цивилизаций - уровня их развития, привязанности к той или иной зоне реальности (той или иной планете, с необходимыми физико-химическими условиями), транзитности - неизбежному выходу за рамки предопределенности, диктуемыми конкретной субстратной основой (допустим, биологической, как у человека), конечности бытия, макро-квантованности эволюционных переходов и т.д.,
взаимосвязаны между собой.
Дальнейшее изложение требует более развернутого ответа, выходящего за формат данного сайта.
Разум является не необходимым, а неизбежным, т.е. закономерным проявлением закона отражения, таким образом он является не частью, а проявлением свойств материи.
Рекомендую труды Геннадия Прокопьевича Мельникова.