Нет, неверно.
Уверенность является первичной по отношению к успехам.
Часто за уверенностью стоит так называемое «базовое доверие к миру», которое формируется в раннем детстве. Оно возникает при благоприятной ситуации развития. Люди с безопасным детством мотивированы на успех.
При неблагоприятной ситуации развития формируется базовое недоверие к миру. У таких людей в противоположность первым формируется мотивация не на успех, а на избегание неудач. В этом случае человек также может быть успешным в качестве гиперкомпенсации. «Стал успешным назло врагам». У такого человека при успехе может возникать временная иллюзия уверенности, которая, обычно, рассеивается, обесценивается.
В транзактном анализе для людей второго типа описаны два жизненных сценария:
по мотивам мифа о Сизифе, наказанном богами.
Сизиф вынужден был вечно катить камень на гору без шанса докатить. Сизиф-2 докатывает, но не может удержать камень на вершине. Это про людей, которые достигают, но теряют достигнутое.
- Формирование чувств, эмоций, отношений человеком означает внутренний локус контроля (селфдетерминизм, самоопределенность, ответственность, управление).
- Формирование чувств, эмоций, отношений объектами и внешними субъектами означает внешний локус контроля (Инодетерминизм, неопределённость, безответственность, передачу контроля).
Сравните:
- «Я люблю тебя» и
- «Ты вызываешь у меня любовь».
То же с уверенностью. Сравните:
- «Я уверен, что добьюсь успеха» и
- «Успех сделает меня уверенным».
То есть, успех может давать чувство уверенности, но не формирует ее.
Есть грустная притча про мальчика, у которого в детстве не было велосипеда. Он вырос, разбогател, купил самую дорогую машину. Но так и остался мальчиком, у которого в детстве не было велосипеда.
Это, однако, не означает, что неуверенные обречены. Есть методы, инструменты, практики, помогающие повысить уверенность. Но ее фокус исходит изнутри, «от себя», а нет от внешних атрибутов (статус, успех, признание).
Формирование уверенности через успехи может быть промежуточным этапом на пути ее формирования. Человеку, который не верит в себя сначала надо дать поверить, что он на что-то способен. Оценить его достижения. Постепенно он может привыкнуть к мысли, что его деятельность нужна, важна. Со временем уверенность может интроецироваться (перейти во внутренний план).
Это важно для тех, кого обесценили в детстве. Дети не рождаются неуверенными. Лет до двух они не понимают категории «нет», «нельзя», «не твоё». ведут себя, как «хозяева мира». «Подай, принеси, отойди, подойди». Уверенность не нуждается в формировании. Она может нуждаться в реабилитации.